Найти тему
Книжный класс

ЛЮБОВЬ К КИНО. ЛЕТОПИСЬ В ФОТО И ФАКТАХ.

Чем было кино, особенно кино фестивальное, для жителей СССР? Для всех – для большинства простых людей и отдельных групп, в чем-то сознающих свою особенность в силу административного положения, образования, возраста или чего-то еще? Оно было феноменом любви. Любовь к кино объединяла людей лучше любых других средств и явлений. Чтобы почувствовать это, достаточно открыть уникальное издание – альбом фотографий незабываемого мастера своего дела Валерия Генде-Роте «Московский международный кинофестиваль. 1961-1991». Снимки звезд мирового кино в Москве на протяжении 30 лет, репортажные (их большинство) и постановочные, дополненные живыми кадрами «с улицы», в минуты отдыха, встреч со зрителями и т.д. погружают нас в особую атмосферу. Чудесное действие фотокадров невозможно передать словами, но увлекательные текстовые комментарии к истории мирового и советского кинематографа можно и просто необходимо процитировать, хотя бы в минимальном количестве.

-2
-3

Первый Московский кинофестиваль открылся 21 февраля 1935 года в кинотеатре «Ударник» по личному распоряжению товарища Сталина – после того как знаменитые «Веселые ребята» Г.Александрова получили в Венеции «Кубок Муссолини», что как-то не очень вязалось с советской идеологией. Первый кинофорум открылся показом «Чапаева», а всего в просмотре было 28 лент, почти половина – зарубежные. Уникально: участвовали и диснеевские «Три поросенка»! Они получили Малый серебряный приз за живописность и высокое качество цвета, графическую культуру и исключительную музыкальность. Это был первый и единственный раз в мировой практике, когда «мультик» затесался в программу «больших жанров».

-4

Настоящая же эпоха московских кинофестивалей началась по инициативе Е.А.Фурцевой, которая в 1959 году «взялась за этот вопрос» с присущей ей энергией и целеустремленностью. 9 июля 1961 года на целых 15 дней Москву накрыло волной великого кинопраздника. Да так, что события показов, встреч, ожиданий, переживаний стали, в свою очередь, частью будущих кинолент. Открытие II ММКФ проходило во дворце спорта в «Лужниках». Жили его участники в гостинице «Москва». Манежная площадь стала выставкой мирового киноискусства. Автобусные экскурсии разъезжали по всей столице, а также на заводы, фабрики, в пионерские лагеря и совхозы. Выходила ежедневная газета «Спутник кинофестиваля». Свободных мест ни на одном кинопоказе не было. А главное – ощущался небывалый для страны эффект «живого глобального присутствия»: все и отовсюду – у нас, здесь и сейчас.

Режиссёр Федерико Феллини (Италия) с большим призом в руках
Режиссёр Федерико Феллини (Италия) с большим призом в руках

По-настоящему легендарным стал III ММКФ. И самым ярким, и самым скандальным за всю историю форума. Именно тогда, несмотря на все возможные препятствия, гран-при достался фильму «8 ½» Фредерико Феллини. За шокирующими подробностями отсылаем к полному тексту издания. Фотографии мэтра с призом в руках, народных толп, российских и мировых звезд экрана также будут полны неожиданностей: юные Александра Завьялова и Татьяна Самойлова не уступали в красоте и легкости общения знаменитым Леа Массари и Джорджии Молл.

Актрисы Джорджия Молл (Италия) и Александра Завьялова (СССР)
Актрисы Джорджия Молл (Италия) и Александра Завьялова (СССР)

На IV ММКФ буквально за несколько дней да закрытия прилетела София Лорен. Тогда в день прилета с ней познакомился Валерий Генде-Роте и стал ее личным московским фотографом на долгие годы. Стал более чем заслуженно: первая же фотосессия вобрала в себя кадры, которые потом разлетелись по множеству престижных журналов и фотовыставок.

София Лорен (Италия)
София Лорен (Италия)

Продолжение обзора будет очень беглым, выборочным, наугад – просто как доказательство драгоценности каждого кадра, каждого комментария.

…VI ММКФ прогремел в 1969 году. Одновременно с ним в Москве происходили съемки фильма «Подсолнухи», совместного производства Италии, Франции и СССР. В том же году был окончен еще один фильм с участием кинематографистов трех стран – Италии, Англии, СССР – «Красная палатка». Кадры с их съемок также вошли в альбом, и они великолепны.

Актеры София Лорен (Италия), Марчелло Мастрояне (Италия), Людмила Савельева (СССР)
Актеры София Лорен (Италия), Марчелло Мастрояне (Италия), Людмила Савельева (СССР)

… IX ММКФ. Главный непризнанный фильм фестиваля «Профессия: репортер» (в мировом прокате «Пассажир») Микеланджело Антониони. Фильм не оценили, и в прокате он тоже провалился, несмотря на участие самого Джека Николсона в главной роли. Но через 8 лет Джек купил негатив ленты, а еще через 3 – права на нее. И начал показывать самостоятельно, открыв триумфальное шествие шедевра по всему миру.

Японский фильм «Леди Каратэ» стал первой картиной в жанре боевых искусств, показанной в СССР. На толкучке у кинотеатра «Россия» за билет на этот фильм давали два, три и более других билетов.

Актрисы Марина Влади (Франция) и Лидия Смирнова (СССР), режиссёр Григорий Рошаль
Актрисы Марина Влади (Франция) и Лидия Смирнова (СССР), режиссёр Григорий Рошаль

…Призы XIV ММКФ были выполнены из натуральных русских самоцветов и полудрагоценных камней: прозрачного зеленого нефрита, искрящегося аметиста, серебристого обсидиана, горного хрусталя, голубого лазурита. Для главного же приза материалом послужил сиреневый чароит, тогда еще только-только открытый геологами во время строительства БАМа. Этот роскошный приз достался фильму Элема Климова «Иди и смотри», снятого по «Хатынской повести» Алеся Адамовича. Целью авторов было показать горькую народную память о войне. В поисках актера-подростка на роль главного героя режиссер пригласил претендентов в зал на четырехчасовой просмотр кинохроники об оккупированных немцами областях Белоруссии, оставив дверь на выход открытой. Тех, кто досидел до конца, для психологического восстановления пригласил на чай с тортом. Алексей Кравченко из зала не ушел, а вот чай со сладостями пить отказался. Роль Флеры стала его дебютом, открыв одну из успешнейших актерских карьер.

Режиссёр Элим Климов (СССР)
Режиссёр Элим Климов (СССР)

XVII ММКФ. Автор фотографий снова встретился со своей любимой актрисой и другом Софией Лорен. В откровенной беседе с ним она сказала: «Мне повезло: когда я делала первые шаги в кинематографе, рядом со мной были люди, готовые и способные меня защитить. К тому же пик моего успеха пришелся на 50-е, когда красота означала нечто другое, чем сегодня. Быть актрисой означало погрузиться в мир гламура, как и сейчас, но тогда это понятие не было настолько коммерчески ориентированным и морально обесцененным, как сейчас. Теперь молодые актрисы и модели становятся популярными вмиг, у них нет времени на развитие своего характера и индивидуальности. У них больше нет жизни – только их слава, и это действительно опасно».

Альбом Валерия Ротте – признание в любви к кинематографу, людям, талантам и самой жизни, трудной и прекрасной, мудрой и бесконечной.

фото издательства "Лингва-Ф"
фото издательства "Лингва-Ф"

Генде-Роте В.А. Московский международный кинофестиваль, 1961-1991/автор справочного материала и составитель Т.Генде-Роте; автор текста Н.Примакова. – Москва: Лингва-Ф, 2018. – 328 с.: ил.

-12

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.