Чем было кино, особенно кино фестивальное, для жителей СССР? Для всех – для большинства простых людей и отдельных групп, в чем-то сознающих свою особенность в силу административного положения, образования, возраста или чего-то еще? Оно было феноменом любви. Любовь к кино объединяла людей лучше любых других средств и явлений. Чтобы почувствовать это, достаточно открыть уникальное издание – альбом фотографий незабываемого мастера своего дела Валерия Генде-Роте «Московский международный кинофестиваль. 1961-1991». Снимки звезд мирового кино в Москве на протяжении 30 лет, репортажные (их большинство) и постановочные, дополненные живыми кадрами «с улицы», в минуты отдыха, встреч со зрителями и т.д. погружают нас в особую атмосферу. Чудесное действие фотокадров невозможно передать словами, но увлекательные текстовые комментарии к истории мирового и советского кинематографа можно и просто необходимо процитировать, хотя бы в минимальном количестве.
Первый Московский кинофестиваль открылся 21 февраля 1935 года в кинотеатре «Ударник» по личному распоряжению товарища Сталина – после того как знаменитые «Веселые ребята» Г.Александрова получили в Венеции «Кубок Муссолини», что как-то не очень вязалось с советской идеологией. Первый кинофорум открылся показом «Чапаева», а всего в просмотре было 28 лент, почти половина – зарубежные. Уникально: участвовали и диснеевские «Три поросенка»! Они получили Малый серебряный приз за живописность и высокое качество цвета, графическую культуру и исключительную музыкальность. Это был первый и единственный раз в мировой практике, когда «мультик» затесался в программу «больших жанров».
Настоящая же эпоха московских кинофестивалей началась по инициативе Е.А.Фурцевой, которая в 1959 году «взялась за этот вопрос» с присущей ей энергией и целеустремленностью. 9 июля 1961 года на целых 15 дней Москву накрыло волной великого кинопраздника. Да так, что события показов, встреч, ожиданий, переживаний стали, в свою очередь, частью будущих кинолент. Открытие II ММКФ проходило во дворце спорта в «Лужниках». Жили его участники в гостинице «Москва». Манежная площадь стала выставкой мирового киноискусства. Автобусные экскурсии разъезжали по всей столице, а также на заводы, фабрики, в пионерские лагеря и совхозы. Выходила ежедневная газета «Спутник кинофестиваля». Свободных мест ни на одном кинопоказе не было. А главное – ощущался небывалый для страны эффект «живого глобального присутствия»: все и отовсюду – у нас, здесь и сейчас.
По-настоящему легендарным стал III ММКФ. И самым ярким, и самым скандальным за всю историю форума. Именно тогда, несмотря на все возможные препятствия, гран-при достался фильму «8 ½» Фредерико Феллини. За шокирующими подробностями отсылаем к полному тексту издания. Фотографии мэтра с призом в руках, народных толп, российских и мировых звезд экрана также будут полны неожиданностей: юные Александра Завьялова и Татьяна Самойлова не уступали в красоте и легкости общения знаменитым Леа Массари и Джорджии Молл.
На IV ММКФ буквально за несколько дней да закрытия прилетела София Лорен. Тогда в день прилета с ней познакомился Валерий Генде-Роте и стал ее личным московским фотографом на долгие годы. Стал более чем заслуженно: первая же фотосессия вобрала в себя кадры, которые потом разлетелись по множеству престижных журналов и фотовыставок.
Продолжение обзора будет очень беглым, выборочным, наугад – просто как доказательство драгоценности каждого кадра, каждого комментария.
…VI ММКФ прогремел в 1969 году. Одновременно с ним в Москве происходили съемки фильма «Подсолнухи», совместного производства Италии, Франции и СССР. В том же году был окончен еще один фильм с участием кинематографистов трех стран – Италии, Англии, СССР – «Красная палатка». Кадры с их съемок также вошли в альбом, и они великолепны.
… IX ММКФ. Главный непризнанный фильм фестиваля «Профессия: репортер» (в мировом прокате «Пассажир») Микеланджело Антониони. Фильм не оценили, и в прокате он тоже провалился, несмотря на участие самого Джека Николсона в главной роли. Но через 8 лет Джек купил негатив ленты, а еще через 3 – права на нее. И начал показывать самостоятельно, открыв триумфальное шествие шедевра по всему миру.
Японский фильм «Леди Каратэ» стал первой картиной в жанре боевых искусств, показанной в СССР. На толкучке у кинотеатра «Россия» за билет на этот фильм давали два, три и более других билетов.
…Призы XIV ММКФ были выполнены из натуральных русских самоцветов и полудрагоценных камней: прозрачного зеленого нефрита, искрящегося аметиста, серебристого обсидиана, горного хрусталя, голубого лазурита. Для главного же приза материалом послужил сиреневый чароит, тогда еще только-только открытый геологами во время строительства БАМа. Этот роскошный приз достался фильму Элема Климова «Иди и смотри», снятого по «Хатынской повести» Алеся Адамовича. Целью авторов было показать горькую народную память о войне. В поисках актера-подростка на роль главного героя режиссер пригласил претендентов в зал на четырехчасовой просмотр кинохроники об оккупированных немцами областях Белоруссии, оставив дверь на выход открытой. Тех, кто досидел до конца, для психологического восстановления пригласил на чай с тортом. Алексей Кравченко из зала не ушел, а вот чай со сладостями пить отказался. Роль Флеры стала его дебютом, открыв одну из успешнейших актерских карьер.
XVII ММКФ. Автор фотографий снова встретился со своей любимой актрисой и другом Софией Лорен. В откровенной беседе с ним она сказала: «Мне повезло: когда я делала первые шаги в кинематографе, рядом со мной были люди, готовые и способные меня защитить. К тому же пик моего успеха пришелся на 50-е, когда красота означала нечто другое, чем сегодня. Быть актрисой означало погрузиться в мир гламура, как и сейчас, но тогда это понятие не было настолько коммерчески ориентированным и морально обесцененным, как сейчас. Теперь молодые актрисы и модели становятся популярными вмиг, у них нет времени на развитие своего характера и индивидуальности. У них больше нет жизни – только их слава, и это действительно опасно».
Альбом Валерия Ротте – признание в любви к кинематографу, людям, талантам и самой жизни, трудной и прекрасной, мудрой и бесконечной.
Генде-Роте В.А. Московский международный кинофестиваль, 1961-1991/автор справочного материала и составитель Т.Генде-Роте; автор текста Н.Примакова. – Москва: Лингва-Ф, 2018. – 328 с.: ил.
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.