Способна ли музыка воплотить образ абсолютного зла — это даже не вопрос. Без музыки эти образы в наше время вообще не могут обойтись. "Музыка зла" очень разная и воздействует на разных уровнях. Саундтрек к фильму ужасов вызывает физический испуг. Бодрая мажорная песня "Tomorrow belongs to me" напоминает об ужасах Второй Мировой. Некоторые разновидности метала резонируют с чувствами агрессии и тоски, скрытыми, вероятно, в душе каждого из нас. И точно так же, как ни удивительно, действуют образы зла в академической музыке. А как было раньше? Очень долгое время образов зла в музыке вообще не существовало. Была скорбь. Погребальные плачи — один из самых ранних музыкальных жанров. Агрессия была. Боевые песни — тоже жанр очень древний, чуть ли не ровесник человека разумного. Были грозные молитвенные предостережения, напоминавшие о Страшном Суде. А образов зла не было. Почему? В них просто не было надобности. Не существовало ситуаций, в которых такое могло бы потребоваться. Впервые что-то,