Усердный труд должен щедро вознаграждаться. Но справедливо ли это утверждение для руководителей публичных компаний, где основным акционером является государство? Давайте разберемся.
Я сравнил динамику акций «Газпрома», Сбербанка и «Роснефти» с размером вознаграждения членов правления за 2013-2018 годы. Поставьте, пожалуйста, лайк, если вам понравилось мое мини-исследование.
Сразу оговорюсь: в трудовых договорах топов публичных компаний обычно размер вознаграждения (бонуса) привязан к котировке акций. Такая же схема наверняка действует во всех трех компаниях. Но насколько она эффективно действует – спорный вопрос.
На мой взгляд, самая справедливая оценка труда руководителей – в Сбербанке. За 6 лет его акции подорожали на 100,45%, а выплаты правлению увеличились лишь на 59,53%. Всего на 9 членов правления было потрачено 5,488 млрд рублей по итогам 2018 года.
Самая странная – в «Роснефти». В 2012 году члены правления получили аж 9,1 млрд рублей, что в 4-5 раз превышало выплаты в других госкомпаниях. На следующий год размер вознаграждения почему-то не раскрывался.
Если не учитывать эти два года, то с 2014 по 2018 годы вознаграждение выросло на 35%, а акции – на 60,17%.
Самая несправедливая с точки зрения акционеров оценка труда управленцев – в «Газпроме». Акции «национального достояния» с 2013 года выросли лишь на 6,81%, зато выплаты правлению подскочили аж на 100,66% – если учесть, что по итогам 2018-го вознаграждение будет не ниже, чем годом ранее, то есть 4,537 млрд рублей.
Вот как это отражается в сводной диаграмме.
Общий размер вознаграждения правления по годам.
В итоге, среди трех госкомпаний менеджмент Сбербанка работает хорошо и получает по заслугам, в «Роснефти» все непонятно, а топам «Газпрома» явно переплачивают (на мой взгляд).
А вы что думаете? Много или мало платят топам госкомпаний с учетом их обязанностей?
Спасибо, что ставите лайки и подписываетесь на канал, а также делитесь материалами в соцсетях! Это мотивирует меня писать чаще и интереснее.