В начале мая 1942 года командование Объединённого флота проводило оперативную игру, целью которой были отработка действий флота по захвату атолла Мидуэй и изучение возможных действий противника в центральном секторе Тихого океана.
В ходе учений проигрывались всё новые и новые варианты сражения. Реагируя на вводные, корабли активно маневрировали в пространстве игры, уклоняясь от вражеских атак, авиагруппы выходили на штурмовку аэродромов Мидуэя, а ПВО умело прикрывали районы сосредоточения авианосных групп. Японская сторона неизменно выигрывала.
Внезапно, в соответствии со вводной, на фланге были обнаружены американские авианосцы. Палубная авиация противника, прорвавшись через несколько линий корабельной ПВО, вышла на цель. По правилам игры, посредник, капитан 3 ранга Масатакэ Окумия, бросил игральные кости, чтобы определить результаты авианалёта:
- Девять попаданий! Потоплены три авианосца! - озвучил Окумия и тут же, усомнившись в результате американской атаки, добавил, - Нет, будем считать два – «Кага» и «Акаги».
- Нет, это не серьёзно, - раздражённо бросил капитан 1 ранга Минору Гэнда. - Кубики! Нашли чем анализировать военно-морскую практику! В японской морской авиации работают с матожиданиями! Если исходить из общепринятой статистики, должно быть три-четыре попадания! Будем считать условно потопленным «Акаги», остальные авианосцы повреждений не получили.
- Да, это будет разумнее, - с облегчением согласился Окумия. Возражать гению японской палубной авиации было бессмысленно.
Но даже это решение было отменено вышестоящим командованием. – Где вы видели японский авианосец, который можно было потопить какими-то четырьмя бомбами! Уже на следующем этапе игры «Акаги», как ни в чём не бывало, действовал в составе авианосного соединения.
4 июня 1942 года в районе атолла Мидуэй на фланге японской эскадры, словно из пустоты и ночных кошмаров, появились американские авианосцы. В ходе развернувшейся битвы корабли адмирала Нагумо маневрировали выше всяких похвал. Японцам удалось увернуться от всех авиационных атак. Трём последним эскадрильям авианосца «Энтерпрайз», только по чистой случайности удалось выйти на японское соединение.
«Доунтлесы» атаковали с вертикального пикирования. Это кажется неправдоподобным, но японские авианосцы получили ровно девять попаданий, ровно столько, сколько показали кубики месяц назад. Две бомбы угодили в «Акаги», четыре разворотили палубу «Кага», три поразили «Сорю».
В обычных условиях такого количества бомб было недостаточно, чтобы потопить авианосец. Но лётные палубы кораблей были заставлены снаряженными и готовыми к взлёту самолётами. Повсюду струились топливные шланги. Авиабомбы и торпеды штабелями лежали на палубах. Авианосцы были пойманы в тот момент, когда ни о какой борьбе за живучесть не могло быть и речи.
Уже после войны Окумия передал в издательство свои мемуары. Молодой редактор особо отметил этот эпизод. – Про игральные кости это Вы удачно придумали! Мы японцы нация склонная к фатализму! - Что Вы, мне такого не придумать, с грустью ответил старый ветеран.
В продолжение темы "стальных монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:
ДВОРЕЦ ДЖИННА. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ЭДЖИНКОРТ"
ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ИМПЕРИИ. ПОДВОДНЫЕ АВИАНОСЦЫ I-400
ПОДВОДНЫЕ МОНСТРЫ АДМИРАЛА ФИШЕРА.
СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ
АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 1).
АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 2)
НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.