Поступление в хореографическое училище состоит из трех туров, к которым дети и их родители должны быть готовы не только морально, но и физически (изучить необходимый перечень требований к физическим данным и развить эти данные задолго до поступления). Это первое в жизни детей серьезное испытание, которое может либо завершиться успешно, либо обернуться полным разочарованием ребенка в себе.
Артист балета — это профессия, в которой многое определяется природой: как пойдет процесс обучения и какой репертуар будет закреплен за артистом. В разных школах разный уровень требований: как правило, в регионах он несколько ниже, чем, например, в Академии русского балета им. Вагановой. Но формально перечень необходимых физических данных везде одинаковый.
Пропорциональность телосложения
Зритель, который приходит на балетный спектакль, должен видеть идеального человека: вытянутые формы тела, узкие бедра и плечи, красивая линия ровных ног. Предпочтение отдается астенической форме тела, для которой характерны:
- длинные конечности
- небольшой объем мышц
- узкие плечи
- длинная шея
- ярко выраженный свод стопы
Правильная форма ног
Мышцы ног не должны быть сильно развиты, линия ног - близкая к прямой, нежелательны X и О-образные ноги. Большое внимание уделяется осанке и форме позвоночника, поскольку они влияют на наклон головы, форму шеи, выступ лопаток. Неправильная осанка ограничивает подвижность суставов и при больших нагрузках может привести к травмам. Кроме того, искривление позвоночника входит в перечень противопоказаний, несовместимых с балетной профессией.
Выворотность
Выворотность — врожденная способность к развертыванию ног в тазобедренном суставе параллельно линии плеч. Только при отсутствии костного препятствия вертлужной впадины становится возможным отведение ноги в сторону. Именно так создаются необходимая линия классического танца, отвечающая законам эстетики, именно поэтому данное требование является ключевым на приеме в училище.
Ежедневные занятия позволяют сохранить и развить уже имеющуюся выворотность. Развернутое бедро является профессиональной необходимостью артиста балета, поскольку расширяет богатство танцевальных движений.
Шаг
Шаг - способность высоко и легко поднимать ноги в выворотном положении. Чем больше угол, тем больше возможностей осваивать и правильно заучивать движения классического танца.
Подъем
Зритель балетного спектакля всегда восхищается высоким подъемом балерины, а изогнутый подъем в свою очередь облегчает постановку балерины на пальцы. Подъем зависит от развития продольного свода стопы. Так, плоскостопие (продольное или поперечное) вызывает боль и ограничивает подвижность большого пальца и всей стопы. На приеме в балетную школу нет детей с плоскостопием, поскольку это прямое и первое противопоказание к профессиональным занятиям хореографией.
Гибкость
Для будущего артиста балета важна широкая амплитуда движений, чтобы иметь возможность сделать балетные па более выразительными. Поэтому огромным преимуществом при поступлении будут занятия художественной гимнастикой в течение нескольких до балетного училища. На гимнастике суставно-связочный аппарат ребенка будет достаточно развит, поэтому в хореографии будет полная свобода движения. Не секрет, что многие из сегодняшних прим и премьеров начинали свой путь в художественной гимнастике. Также подойдут индивидуальные занятия с тренером на развитие гибкости позвоночника и суставов.
Наследственность
Поступающих детей приводят родители, и приемная комиссия в том числе обращает внимание на их рост и телосложение, чтобы посмотреть, как может с возрастом измениться тело ребенка. Иногда дети не вырастают в подростковом возрасте до нужных для балета пропорций, что приводит к отчислению. Глядя на родителей, можно на 60% предвидеть, как будет проходить процесс формирования телосложения ребенка.
Прыжок
Прыжок — природная способность силой мышц ног вытолкнуть тело над опорой. Наталья Осипова — обладательница мужского прыжка. Балерина летает над сценой так, будто ей не стоит это никаких усилий, это огромная редкость в балетном мире, такие способности возможны только от природы. Но развивать прыжок обязаны все учащиеся, именно поэтому поступающих проверяют трамплинным прыжком и прыжком на полуприседание (проверка эластичности ахиллова сухожилия).
Способность к вращению
В занятиях хореографией крайне важен стабильный вестибулярный аппарат для корректировки движения тела в пространстве во время вращения.
Музыкальность, ритмичность, танцевальность
Поступающий исполняет небольшой фрагмент польки по кругу под сопровождение фортепиано, он должен стабильно попадать в сильную долю, координировать руки, ноги, корпус, мимику, показать свою артистичность. Во многих балетных школах России вступительным испытанием является танец продолжительностью две минуты, за которые поступающий должен продемонстрировать все вышеперечисленное. На вступительный экзамен следует подготовить танец по возрасту (не взрослую вариацию из балета).
Здоровье
На приеме в балетную школу проводится тщательный медицинский осмотр, изучается медкарта поступающего. Существует целый перечень заболеваний более чем из ста заболеваний, с которыми профессиональное обучение балету невозможно. С этим списком всегда можно ознакомиться на сайте хореографического училища, это единый перечень для всех балетных школ России.
Влюбленность в будущую профессию
Учебный день будущих артистов балета длится 6–8 часов, и нужно что-то большее, чем крепкое здоровье, чтобы выдержать такой плотный график. Любовь к своей профессии, неустанный интерес к хореографии и театру способны дать новые силы для ежедневной физически тяжелой учебы, а затем и работы в театре, которая требует постоянной вовлеченности и готовности работать всегда и везде. Это достаточно условное требование, которое сложно проверить на вступительном экзамене в училище, но оно формируется в подготовке к нему, а также на занятиях балетом в любительской студии. Если ребенок до училища занимается танцами без энтузиазма, если это лишь желание родителей, ему сложно будет преодолевать сложности обучения в профессиональной балетной школе.
Артист балета — одна из немногих профессий, которой начинают учиться в очень юном возрасте. Ребенок действительно становится избранным, если он соответствует всем балетным стандартам, которые с каждым годом ужесточаются. Но за данные, которые дала ему природа, придется расплачиваться здоровьем в ходе своей профессиональной жизни, поэтому оно должно быть крепким и должно гармонично сочетаться искренней любовью к балету и танцу.