Найти тему
Escapist

The Smiths. Кузнецы тоски и радости

Британская группа The Smiths, возникшая в начале восьмидесятых, во многом предвосхищала свое время. Сквозь безумные годы гранжа, клубных рейвов, становления хип-хопа их слава дошла до нашего времени, чтобы воссиять, как никогда. Как The Smiths стали провозвестниками жанра "инди", а лидер группы Моррисси научил нас любить музыку гедонизма?

В далеком 1982 году случай свел вместе гитариста Джонни Марра и будущего фронтмена The Smiths Моррисси. Практически Марр постучался в дверь к Моррисси, после совместного джема было принято решение основать новую группу. Марр во многом определил характер звучания группы - звенящие дженгловые гитары, своеобразный стиль игры, выстроенный на серьезной академической базе, множество звуковых эффектов и искажений. Моррисси же определил стилистику группы и ее позицию. Он писал тексты и исполнял их.

То, что тогда играли новообразованные The Smiths, вполне подходило под идею постпанка - новомодного стиля музыки, возникшего в конце семидесятых. Брит-поп, дженгл-поп, инди-рок - все это тоже могло их охарактеризовать. Но ни один термин не описал бы стиль группы. Постеры группы на фоне телефонных будок и стен Манчестера, обложки альбомов, стилизованные под старые фильмы. Во многом месседж такого оформления был непонятен. Чем и привлекал. Образ Моррисси во многом дополнял картину Англии, освобожденной от всяких условностей. Свободные рубахи, уложенные торчком волосы, широкие жесты и медитативные раскачивания. Это завораживало. Подобно молодому богу, Моррисси опрокидывал всякие рамки и срывал покровы.

Эпатаж был одной из сильных сторон Моррисси. Язвительные, обличающие тексты, меткие замечания. Одна из ранних песен The Smiths, "Suffer Little Children", была посвящена теме убийств на болотах, всколыхнувших Манчестер в шестидесятые годы. Консервативное британское общество поставило этой песне "красный свет", а дед одной из жертв даже счел эту песню за оскорбление. Моррисси умел всколыхнуть публику. В заднем кармане он носил букет гладиолусов, и, раскачиваясь на сцене подобно фавну, он доставал гладиолусы и осыпал ими зрителей. Часто он носил неподключенный слуховой аппарат, который демонстрировал при удобном случае. Это бесило и завораживало одновременно. В интервью Моррисси всячески изворачивался, лгал и поливал грязью коллег по ремеслу. Роберт Смит из The Cure, Дэвид Боуи, Маргарет Тетчер - многим в разное время доставалось от очаровательного нахала. Моррисси грешил равным образом нарциссизмом и крайним эгоизмом. Поэтому никого и не щадил.

Группа распалась в 1987 году, и ныне два ее самых известных участника делают собственные соло-проекты. Однако группа The Smiths оказала огромное влияние на британскую инди-сцену. Даже сегодня эти эпатажные и гармоничные композиции звучат свежо и ярко. Такой мы и запомним манчестерскую сцену восьмидесятых - в период ее расцвета.