Столица Филиппин – Манила, 20-ти миллионный муравейник, в котором более 4 млн. человек живут в ужасающих условиях нищеты, в том числе на кладбищах и свалках. Об этом эта статья…
В Маниле, мы были проездом два раза. Самолеты в аэропорт прибывали вечером и что бы продолжить дальнейший путь на острова, приходилось ночевать в столице, от которой остались не очень приятные впечатления. Манила не похожа на Бангкок, или другой большой азиатский мегаполис, это скорее индийский Мумбаи. Большинству путешественников, которых мы встречали, город не понравился тоже и понятно почему. Ужасная жара, влажность, грязь и перенаселенность не украшают город, но в Маниле помимо этого, огромные районы состоят из трущоб, в которых живут около 4 млн. человек, как правило, мигрантов из сельской местности, не нашедших работу.
Один из районов - Тондо, старейший в Маниле, возраст которого около 1000 лет. Но прошлое было стерто настоящим. На сегодняшний день это одно из самых густонаселенных мест на земле, с плотностью 80 тыс. человек на квадратный километр. Поэтому люди здесь живут везде, даже на кладбищах и свалках, за счет которых пытаются заработать жалкие гроши и не умереть с голода.
Жизнь на кладбищах
Манильское северное кладбище, открытое в 1904 году и раскинувшееся на территории 54 гектара, является одним из старейших и крупнейших на Филиппинах. Его мавзолеи и бесконечные ряды более скромных каменных гробниц являются домом для примерно миллиона мертвых и 6 тысяч живых людей.
Кладбищенские трущобы существуют с 1950-х годов. В мавзолеях и во временных сооружениях, построенных над гробницами, семьи проводят свои дни. Они спят, растят детей, общаются, играют в карты и смотрят мыльные оперы на телевизорах, установленных возле надгробий или декоративных крестов. Семьи, как правило, не маленькие, с большим количеством детей – католическая религия не приветствует предохранение или аборты. Те, кто живут в склепах и мавзолеях богатых семей, получают небольшую плату за уборку и присмотр за могилами - примерно 15 дол. в год.
Некоторые жители владеют импровизированными магазинами, работают каменщиками и резчиками надгробий, копают могилы. Их труд востребован на 80-100 похоронах, которые проходят ежедневно. Все они предпочитают относительную тишину и безопасность кладбища опасным трущобам города.
На кладбище есть электричество, но нет водопровода и канализации. К нескольким общественным колодцам люди выстраиваются в очередь с тележками, нагруженными пустыми бутылками и баками. Некоторые даже, наполняют надувные бассейны на радость детям, которые плещутся здесь же, среди могил.
Гробницы, как правило, арендуются родственниками умерших на пять лет. После этого, если родственники перестают платить, администрация кладбища проводит эксгумацию останков. Какие-то из них сжигают, но выброшенные мешки с черепами и костями, некоторые из которых запутались в остатках одежды, в которую были одеты покойники, являются обычным делом.
Эта тяжелая жизнь усугубляется частыми антинаркотическими рейдами со стороны филиппинской национальной полиции (PNP). В PNP считают, что преступность и употребление наркотиков особенно распространены на кладбищах, так как большинство жителей трущоб безработные и чтобы содержать свои семьи многие из них занимаются преступной деятельностью. Здесь же находят себе убежище преступники. "Война с наркотиками" президента Родриго Дутерте, начатая в 2016 году, унесла жизни уже более 12 тыс. человек. Многие рейды проходят на кладбищах, в ходе которых людей убивают без суда и следствия.
Жизнь на мусорных свалках
Smokey Mountain (Дымная Гора) - крупнейшая свалка Манилы, где беднейшие из бедных зарабатывают на жизнь, сортируя и собирая мусор. Она расположена на севере Манилы, за районом Тондо и насчитывает 25 тыс. человек жителей, являясь одним из самых бедных районов не только Филиппин, но и всего мира. Свалка представляет собой гигантскую 50-метровую гору мусора, которая содержит более 2 миллионов тонн отходов. Если приблизиться к этой горе - можно увидеть все слои мусора: полиэтиленовые пакеты, дерево, металл, бутылки, железо, ткани, шины и т.д.
Волонтеры компании Smokey Tours устраивают платные экскурсионные туры на свалку, вся прибыль от которых идет на обеспечение медицинским обслуживанием и образованием людей, живущих в трущобах свалки.
Название свалки - Дымная Гора произошло из-за постоянного горения дерева, шин и других отходов. Весь воздух пропитан гарью и каждый день им дышат более 25 тыс. человек, которые здесь живут, рожают детей и умирают.
Рано утром жители Дымной Горы ждут мусоровозы, вывозящие отходы из города. Люди устремляются к грузовикам, некоторые даже прыгают на машины, чтобы первыми добраться до мусора. Они собирают любые предметы, пригодные для вторичной переработки, такие как пластик или железо, и зарабатывают около 2 дол. в день. Лица их покрыты грязью, одежда изношена, на руках царапины, некоторые ходят босиком и кажутся немного сумасшедшими.
В одном из районов свалки производят древесный уголь для продажи, сжигая деревянные отходы. Воздух здесь особенно загрязнен черным дымом, но ни у кого нет дыхательных масок. Шокирующе видеть, как рядом играют дети, вдыхая черный дым.
Кто постарше – работает, таская большие корзины и сумки с деревом и углем.
Как же здесь живут люди? А живут они в хижинах, построенных из дерева, железа, пластика или чего угодно, что можно найти среди мусора, для постройки стен. Люди здесь стали экспертами в знании того, какой материал пригоден для постройки или повторного использования. У многих хижин нет дверей или какой-либо мебели внутри. Люди сидят и спят на полу, но как ни странно, они не утратили способность улыбаться и радоваться жизни!
В большинстве хижин нет электричества, воды и канализации. При желании люди могут пользоваться общественным туалетом, но это стоит 0,12 дол., поэтому почти все предпочитают тратить деньги на еду, а не на туалет. Жители не могут позволить себе покупать свежее мясо, они ежедневно питаются рисом и сушеной рыбой.
На свалке почти нет стариков, население очень молодое. Да и как можно постареть в таких ужасных условиях? Средняя продолжительность жизни составляет 40-45 лет.
И в заключении хочется сказать, что зачастую мы не задумываемся, как нам повезло, что у нас есть медицина, жилье, одежда и что-нибудь в холодильнике. А у взрослых и детей со свалки нет настоящего и нет будущего. Но они смеются, они бегают с грязными лицами в изношенной одежде, и они кажутся счастливыми. И я думаю, что действительно, счастье не имеет ничего общего с богатством! Или я не прав?
Вот такая она, Азия!
Продолжение следует…