Древковое оружие было гораздо более значимым фактором в военном деле средневековой Европы, чем может показаться на первый взгляд. Сегодня мы посмотрим на то, как им предлагают пользоваться мастера Братства святого Марка.
Хотя древнейшим и самым долгоживущим оружием, известным Homo Sapiens, является копье, высокое средневековье трудно представить без алебарды и иных модификаций рубяще-колющего древкового.
Прошло не так много времени с той поры, как алебарды пришли на поля сражений вместе с возрождающейся пехотой (о чем подробно и пишет Ганс Дельбрюк во втором томе Истории Военного Искусства). Вопросам строевого применения алебарды и ее возможностям мы посвятим отдельную тему, а пока поговорим о применении ее в поединке, на примере одного невероятно ценного источника...
Вскоре и рыцарское сословие обратило внимание на его преимущества.
Необходимость спешиваться и вести боевые действия в нетипичных для кавалерии условиях, создала необходимость в новом оружии, способном противостоять как легкоодоспешнному противнику, так и своему собрату-рыцарю. Возможность колоть, рубить и наносить заброневые повреждения молотом или клевцом стала необходимостью вместе с появлением латного доспеха, способного противостоять мечам и копьям даже в конном бою. Так, примерно со второй половины XIV века, мы начинаем наблюдать спешившихся всадников с необычной формы боевыми топорами.
Довольно быстро это оружие стало частым гостем рыцарских турниров и, что немаловажно, судебных поединков. Самое раннее из известных мне упоминаний использования двуручного топора на пешем турнире датировано 1381 годом. Вскоре за этим были написаны и разнообразные фехтовальные наставления о древковом.
Заметим, что чаще всего более "благородную" модификацию алебарды именовали просто "топор": azza, axe, hache, poleaxe, mordaxt и так далее, в зависимости от языка, на котором произносили это слово. Не смотря на наполнение боевой части, в которой лезвие могло заменяться на молот или клюв в разнообразных сочетаниях. Большинство источников, описывающих и изображающих оружие для поединков того времени, обычно рисует "топоры" с молотом и клевцом, однако, это никак не влияет на технику их применения.
Однако, сегодня мы обратимся к трактату, в котором описана именно алебарда (hellebartten), и который составлен членом Братства Святого Марка, одной из первых европейских гильдий фехтования.
Фехтбух Питера Фалькнера именуется Kunste Zu Ritterlicher Were (MS KK5012), и был создан около 1495 года. Питер Фалькнер происходит из Франкфурта на Майне и в конце XV века был инструктором фехтовальной гильдии святого Марка (Marxbruder), а в 1502 году был избран ее капитаном.
Сам трактат написан в соответствии с традицией Иоганна Лихтенауэра и описывает длинный меч, мессер, кинжал, шест, дуэльный щит (необычную разновидность павезы, снабженную шипами), а также бой верхом. Уникальность его трактата состоит и в том, что в нем также описана и алебарда.
В его трактате бойцы в прекрасных готических латах демонстрируют поединок, проходящий al outrance, то есть, до смерти. Эти приемы могли применяться как на судебном поединке, так и просто на войне, если подвернется такая возможность.
Глава, посвященная алебарде, содержит шесть приемов, включающих удары, уколы и борцовские приемы.
Итак, перед вами страницы 62v-65r, посвященные поединку на алебардах или рыцарских топорах. Перевод мой, иначе и быть не может.
Если у тебя в руках топор или алебарда, как и у твоего противника, держи его поперек тела и левую ногу поставь вперед. Острие топора пусть будет на уровне лица. Если он будет наносить тебе удар сверху или укол, смести его [в сторону] и уколи его снизу или оттолкни.
Если он рубит сверху тебе в голову, подними руки высоко и прими его удар [на середину топора]. Если он зацепился за твое древко лезвием и хочет вырвать топор из твоих рук, повернись и уколи его в лицо, [шагая правой ногой]. Если тебе не удастся это сделать, сближайся и переходи к борьбе.
Еще один прием: если ты находишься в низкой позиции, а он в высокой, и он наносит быстрый удар, шагни вперед правой ногой, вместе с этим отбивая его удар хвостом топора [налево от себя]. Затем толкни его в шею древком топора и урони в левую сторону [через свою правую ногу]. Теперь добивай его уколом в лицо. Так ты окончишь поединок.
Заметь следующий прием, простой и надежный: Если ты и он вооружены алебардами, держи ее близко к телу. Как бы он ни ударил, низко или высоко, прими его удар и отверни его в сторону, а затем уколи его в лицо. Это просто и надежно.
Еще один прием. Если он хочет бросить тебя через левое колено и зацепил тебя алебардой за шею, толкни его своей алебардой в левый локоть, поднимая ее вверх, и это не даст ему уронить тебя.
Заметь, это один из лучших приемов алебарды. Если вы оба стоите в готовности, но ни один из вас не рискует нанести удара, замахнись сильно и ударь, но как только он попытается отбить твой удар, переведи свой удар рывком, обходя его защиту и уколи его в лицо или в корпус. От этого он уже не сможет защититься, поэтому этот прием так хорош.
На этом заканчивается раздел алебарды в фехтбухе Питера Фалькнера. Надеюсь, приемы, описанные им и переведенные мной, будут понятны и интересны для вашей практики исторического фехтования.
P.S.: Для интересующихся темой исторического древкового. В прошлом году я публиковал в журнале Историческое Оружиеведение перевод уникального в своем роде бургундского трактата Le Jeu de la Hache, посвященного применению рыцарского топора.
Удачи вам в правильном историческом фехтовании и спасибо за внимание!