Найти в Дзене
Кирилл Иванов

Как подняться на Эльбрус. Часть 8. Западная вершина.

Могуч Эльбрус! Велик Эльбрус! Вселенский старожил Кавказа, Ты охранитель горных муз И автор редкого рассказа. Эльбрус, ты – брат, Эльбрус, ты – друг Зовешь то ввысь, то вглубь, то вдали, Где камень заменяет пух, Где люди мыслить не устали. Б. Себелев Ночью, на 10 день нашего похода ветер стих. Настал решающий момент. Мы встали в час ночи. Как ни странно, но чувствовал я себя тогда безупречно и, даже появилась уверенность в успешном восхождении. Видимо грамотная акклиматизация сыграла свою роль. Поев овсяной каши и выпив чаю, мы быстро собрались и двинулись в путь. Таким образом, в два часа ночи, наша группа в составе десяти человек начала финальный штурм западной вершины Эльбруса. Это было массовое восхождение. По тропе, напоминающей проспект, кроме нашей группы, туда поднимались толпы людей. Они шли как группами в колонну по одному, так и в одиночку, и по два человека. Много людей, в основном иностранные туристы, поднимались на ратраках, а некоторые на снегоходах, обгоняя нас. Мы т

Могуч Эльбрус! Велик Эльбрус!

Вселенский старожил Кавказа,

Ты охранитель горных муз

И автор редкого рассказа.

Эльбрус, ты – брат, Эльбрус, ты – друг

Зовешь то ввысь, то вглубь, то вдали,

Где камень заменяет пух,

Где люди мыслить не устали.

Б. Себелев

Ночью, на 10 день нашего похода ветер стих. Настал решающий момент. Мы встали в час ночи. Как ни странно, но чувствовал я себя тогда безупречно и, даже появилась уверенность в успешном восхождении. Видимо грамотная акклиматизация сыграла свою роль. Поев овсяной каши и выпив чаю, мы быстро собрались и двинулись в путь. Таким образом, в два часа ночи, наша группа в составе десяти человек начала финальный штурм западной вершины Эльбруса.

Это было массовое восхождение. По тропе, напоминающей проспект, кроме нашей группы, туда поднимались толпы людей. Они шли как группами в колонну по одному, так и в одиночку, и по два человека. Много людей, в основном иностранные туристы, поднимались на ратраках, а некоторые на снегоходах, обгоняя нас. Мы тоже шли колонной, медленно, но стабильно, нигде не останавливаясь, обгоняя даже те группы, что шли впереди.

К 05:30 утра мы дошли до той площадки, где проходили последнюю акклиматизацию. К тому моменту начинало светать и мы увидели как ущелье между Эльбрусом и Чегетом заволокло густой облачностью, а над горизонтом поднималась красная зорька. Здесь же, одному из нас стало очень плохо и второму страхующему гиду пришлось его спускать обратно в приют.

-2

Немного передохнув и выпив чаю, взяв в одну руку ледоруб, в другую трекинговую палку, мы продолжили подниматься. На нашем пути встречались, то непроходимые участки голого льда, то другие группы туристов, которых приходилось, либо ждать пока пройдут, либо обходить их самим. Но больше всего я боялся того, что снова почувствую себя плохо на предыдущей отметке высоты. Однако, мы преодолели ту отметку без труда и дошли до засыпанного снегом ратрака на высоте 5100 м. Оттуда, огибая восточную вершину, вела на седловину узкая тропа на одного человека, называемая «косая полка».

Массовое восхождение. Впереди видна восточная вершина которую огибает узкая тропа, именуемая "косой полкой", ведущая к седловине.
Массовое восхождение. Впереди видна восточная вершина которую огибает узкая тропа, именуемая "косой полкой", ведущая к седловине.

Несмотря на то, что на всем маршруте ветра практически не было, на участке где проходила «косая полка» постоянно дул сильный порывистый ветер. Сила порывов была такой, что нам приходилось останавливать движение и пригибаться, опираясь одной рукой на ледоруб, а другой на трекинговую палку. Подождав, пока порывы стихнут, мы продолжали двигаться дальше. Еще одну помеху для нашего движения создавали другие люди, которые теряли силы и останавливались на тропе, тем самым создавая очереди на «полке». Нам опять приходилось их обходить, взбираясь вверх по склону и затем снова возвращаться на тропу.

К 9 часам утра, медленно, но верно, мы вышли на седловину. Это был очень большой участок между двумя вершинами на высоте 5370 м. Здесь мы устроили привал. На этой высоте воздух был уже разряженным и очень сухим. Когда сбивалось дыхание и стоило сделать два небольших вдоха ртом, то вся слизистая оболочка рта полностью высыхала, не давая вырабатываться слюне, вызывая довольно мерзкое ощущение. Не смотря на все трудности мы чувствовали себя хорошо и были полны решимости идти до конца.

Седловина - участок между западной и восточной вершинами
Седловина - участок между западной и восточной вершинами

Перекусив шоколадками, запивая их остатками чая, мы привязались в одну связку и продолжили подъем. На этот раз мы поднимались по склону западной вершины, опять по очень узкой тропе. Примечательно, что на протяжении всего нашего маршрута от приюта, все тропы были размечены специальными вешками, обозначающие направление движения, поэтому сбиться с пути в ясную погоду невозможно. А в плохую погоду лучше вообще не совершать восхождение.

На этот раз крутизна склона оказалась побольше, чем в прошлый раз, в сочетании с постепенно нарастающей «горной болезнью», подъем стал еще сложнее. Как и раньше, на тропе, впереди оказывались люди. Это были те, кто уже поднялся на вершину и возвращался обратно. Вдобавок они цеплялись карабинами за перила – веревки, провешенные вдоль склона. Нам опять пришлось их обходить, поднимаясь вверх по склону и снова спускаться на тропу. Ситуация была волнующей, учитывая, что мы шли в одной связке, стоило одному из нас сорваться, он бы за собой потащил остальных.

Постепенно, обогнув скалистый участок, с одной тропы мы перешли на другую, которая была нашей финишной прямой. Когда казалось, что идти оставалось пара шагов, то поднимаясь все выше и выше, вершина становилась все дальше. Это сильно угнетало. Складывалось впечатление, что подъем был бесконечным и до нашей цели мы не доберемся.

Когда до нашей цели осталась пара десятков метров, мы скинули с плеч рюкзаки, закрепив их на склоне ледорубами, отстегнулись от связки и с одной трекинговой палкой в руках продолжили подъем.

Последние метры оказались самыми тяжелыми. Дышать на ходу было невыносимо трудно, сильная отдышка появлялась через каждые пять шагов, во рту всё пересохло, а голова трескалась как орех, не говоря уже о том, что на тот момент я практически не мог сконцентрироваться.

На западной вершине Эльбруса, отметка 5642 м.
На западной вершине Эльбруса, отметка 5642 м.

Тем не менее, мы преодолели этот тяжелый путь и к полудню вышли на саму вершину, достигнув отметки 5642 м. Там мы увидели установленный обелиск и табличку со стихотворением про Эльбрус. Оттуда открывается нереальной красоты пейзаж, когда ты оказываешься выше облаков. Вершина взята!!

-6
-7

Здесь мы сделали общую фотографию с флагом нашей команды - команды без которой не состоялось бы мое восхождение.

-8

Но, на этом наши приключения не закончились так как нам еще предстоял не менее тяжелый спуск обратно в приют....