Найти тему
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

О ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ И ВРЕМЕННОЙ

*
Разве земная жизнь — жизнь ? Нет, она — ожидание жизни.

*
В юности человеку кажется возможным подчинить окружающую его жизнь своим желаниям, и он стремится к этому изо всех сил, ибо осуществление всего желаемого кажется ему счастьем. Но потому и творятся в этом мире такие кошмары, что каждый, мечтая о своём, не думает о других; желая своего, даже не представляет, что и другие так же, как и он, желают своего. И вот так каждый человек постоянно стремится (явно или тайно) подчинить других людей своим мечтам и желаниям, сделать их средством достижения своего счастья. Отсюда — вечная война желаний: одни — убийцы, другие — жертвы. Если не хочешь быть ни тем, ни другим, то, осознав такое положение, на время земной жизни откажись от тех твоих желаний, осуществление которых, как ты понимаешь, повредит жизни твоей и других людей, чтобы потом, когда осуществление всех твоих желаний станет возможным, ты принял бы его с радостью, а не горел бы в огне стыда, позора и раскаяния.

*
Земная жизнь, как деньги: если её сохранять, она всё равно истлеет; если быстро сжечь в огне самоубийства, пропадёт без всякой пользы; а если отдать на Волю Бога, то купишь на неё вечную жизнь.

*
Матф. 10,28: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; но бойтесь того, кто может и тело, и душу погубить в геенне». — То есть не бойся других, бойся себя, ибо другие могут разрушить только твою временную жизнь, а ты сам можешь разрушить свою вечную жизнь.

*
Вечная жизнь — это то светлое, безоблачное, возвышенное состояние, которое мы слышим в себе в хорошие минуты и в детстве, и в отрочестве, и в юности, но которое, чтобы оно сохранилось в нас навсегда, нельзя приносить никому и ничему в жертву, а, наоборот, нужно всё остальное принести в жертву ему.

*
Чтó такое ад внешний ? Это жизнь в тюрьме цивилизованного мира и незнание выхода из него. Чтó такое ад внутренний ? — Это осуждение и отвращение Бога к тебе за поддержание и укрепление ада внешнего и не выхождение из него, когда ты уже знаешь выход.

*
От простодушных вопросов ребёнка рушатся все вавилонские башни философских систем и богословских конструкций, — остаётся только то, чтó есть вечно. — При случае проверяй себя по детям, чéм ты занимаешься: Вечностью или духовной суетой.

*
Сир. 30,23: «Веселие сердца — жизнь человека»
. Вечное веселие сердца — вечная жизнь человека. — Это тихая, спокойная, внутренняя, естественная радость души, подобная лодке, бесшумно скользящей по тихим водам прозрачной реки. Свободное дыхание без страха и упрёка; кристальная чистота перед Совестью без угрызений и сомнений; доброе сердце, наполненное бесстрашной любовью и жалостью к каждому существу; простодушие и невинность, осознанные до предела; не бурно–крикливое, а спокойно–умиротворённое чувство вечной принадлежности Тебе. Это и есть вечная жизнь души, немеркнущее блаженство сердца.

*
Чтó ни дай человеку в этом мире, че́м ни одари его, ни от чего ему не будет счастья — всё кончится, всё разрушится, всё исчезнет раньше или позже. А ведь истинное счастье не кончается, подлинное благо не исчезает. Чтó же в этом мире не кончается, чтó не разрушается и не исчезает никогда ? — Только любовь Бога к тебе и твоя любовь к Богу.

*
Враги — это люди, посредством которых нам отравляют земную жизнь, дабы мы не устраивались в ней навечно.

*
До последнего дня моих желаний я искал хоть какое-нибудь пристанище на Земле, хотя бы самое невзрачное, скромное, незаметное, незавидное, но спокойное место под солнцем, и — ничего не нашёл. Потому что нет и не может быть никаких постоянных и спокойных форм жизни в беспрерывно изменяющемся, неспокойном и гибнущем мире.

*
Все дела человека на Земле — это следствия или его любви или его равнодушия к Богу, к Сердцу, к Душе, к Вечности.

*
Жить на Земле нужно так, чтобы не потерять именно вечную, а не временную жизнь; а если и бояться за временную, то только в той мере, в какой она является звеном вечной.

*
Временная жизнь не стóит того, чтобы из-за неё убивать другого человека. Вечная жизнь достойна того, чтобы ради неё умереть самому.

*
Какая жизнь считается нравственной ? — Любая жизнь есть нравственная жизнь, с той только разницей, что одна жизнь нравится Богу, а другая — не нравится Ему, то есть есть жизнь Богонравственная и есть жизнь миронравственная. Какая же жизнь нравится Богу ? Богу нравятся только те твои чувства, мысли, слова и поступки, которые ведут и приводят тебя к твоему вечному благу. Совокупность таких чувств, мыслей, слов и поступков мы называем Богонравственной жизнью. Какая же жизнь не нравится Богу ? Конечно же, Ему не нравятся те твои чувства, мысли, слова и поступки, которые уводят тебя от твоего вечного блага. Совокупность таких чувств, мыслей, слов и поступков мы называем миронравственной жизнью. Беспредметной нравственной жизни не существует. В каждом обществе есть нормы нравственного поведения, которые нравятся большинству людей данного общества, так как они полагают, что такое поведение приведёт их к вечному благу и процветанию. Но вечного блага и истинного процветания не достигало и никогда не достигнет ни одно общество на Земле. И поэтому, если ты ищешь для своей души блага вечного, а не временного, то отсюда и понимай, чьим нравом тебе следует руководиться в достижении своей цели — Божьим или человеческим, Вечным или временным.

*
Земная жизнь пропадает у всех, ни у кого не сбывается то, о чём он мечтал в детстве и в юности. Но у одних людей она пропадает с пользой, а у других — без толку. Одни, отрекаясь от временной жизни, обретают вечную; а другие, теряя временную, остаются ни с чем.

*
Не защищай себя — ты вечен, вечное не нуждается в защите, его невозможно ни повредить, ни уничтожить. Защищают только то, чтó временно, и защищают только те, кто отождествляет себя с временным. А ты должен понимать, что временное — это не ты, и потому временное пусть защищает Тот, Кто тебе дал его, и лишь в той мере, в какой оно служит вечному.

*
Ради мира и согласия с человеком отрекись от всего временного. Но даже ради мира и согласия с человеком не отрекайся от Вечного.

*
В юности мы мечтаем подчинить жизнь всего человечества вечному благу. В зрелости мы понимаем, что, в лучшем случае, у нас хватило сил подчинить вечному благу только свою жизнь.

*
Это по отношению к себе надо быть образцом фанатизма. Это по отношению к другим надо быть образцом снисхождения. А у большинства людей всё наоборот: к себе они снисходительны, а к другим непримиримы.

*
Когда смотришь на ребёнка, радуешься и при этом огорчаешься. Радуешься его чистоте и простоте, которой он наполнен; а огорчаешься той грязи и сложности, которая ожидает его в этом отвратительном и жестоком мире.

*
Зачем ещё нужна эта жизнь, как не затем, чтобы отдать её тому, кому она ещё нужна ?

*
Оружие в руках — признак внутренней безоружности.

*
Насколько легче говорить разумные слова и давать полезные советы, чем, следуя словам и советам, выдерживать каждый день и час этой тяжёлой, тоскливой, одинокой, мучительной и изнурительной жизни.

*
Глядя на то, чтó творилось и творится в этой жизни, нужно было бы только молчать, если бы не нужно было никого спасать, потому что всё, чтó здесь творилось и творится, пройдёт и объяснится пото́м без всяких слов, тем более, что никаких слов и не хватит на то, чтобы объяснить всё творящееся здесь.

*
Когда я слушаю возвышенную музыку, смотрю на картины старых мастеров, читаю творения истинных поэтов, я наслаждаюсь не музыкой, не изображениями, не рифмой, а искренностью и любовью создавших их людей, их верой в высокое предназначение искусства. Всё, что́ сделано людьми, исчезнет раньше или позже, но их вера и любовь поддержит и укрепит бесконечные поколения их потомков.

*
Только возвысившийся над временной жизнью человек знает, ради чего сто́ит мучить и себя и других, а ради чего — нет.

*
Почему у нас вздрагивает сердце, когда мы слышим крик попавшего в беду человека ? Потому что у нас с ним общее сердце, мы связаны через сердце и слышим боль друг друга. Не вздрагивает сердце лишь у того, кто от страха перед волнениями отделил себя, отсёк от общего сердца.

*
То, что люди называют праздниками, на самом деле нужно называть тризниками, потому что в этот день люди пьют опьяняющее зелье. Зачем они пьют его ? Чтобы развеселить себя. А если они искусственно веселят себя, значит им невесело. А если им невесело даже в тот день, который они называют праздником, значит этот день вообще не является праздником. Праздником истинным мы можем назвать только то время, в которое радость приходит к нам сама, а не то время, в которое её пригоняют к нам с помощью пьянящей отравы. И это поистине праздничное время наступает для нас только тогда, когда мы сделали что-то такое, от чего душа радуется сама по себе, без принуждения и подстёгивания, а это бывает, когда мы исполнили то, чтó хочет от нас Бог, потому что это Он радуется в нас, это Его радость слышна в нашем сердце и разуме, — и вот это и есть истинный праздник.

*
Когда тебе, как особую милость, предложат быть господином временного мира, откажись от неё, как от самого страшного несчастья. Когда тебе, как подачку, бросят возможность быть последним слугой в Вечном Мире, без колебаний хватай её, ибо в ней твоё спасение от всех твоих несчастий.

*
Никогда не стареет тот, кто до последнего дня не перестаёт бороться со своими пороками, кто, по меньшей мере, сознаёт их, страдает от них, обличает себя, принимает обличения от других, искренне просит прощения, не боится подвергнуть сомнению и свои чувства, и свои мысли, и свои дела, и искренне благодарен каждому, кто так или иначе открыл ему истину о жизни и правду о его поведении.

*
Себялюбие делает человека стариком в восемнадцать лет. Любовь сохраняет молодость в восемьдесят.

*
Истинный оптимизм — это постоянно преодолеваемый истинный пессимизм. Истинный оптимизм вырастает только из истинного пессимизма, когда человек в беспросветном страдании прозирает спасение и путь, в диких муках — исцеление и надежду, в безвыходном тупике — истинный и вечный путь. Иначе оптимизм есть просто или фальшь, или ограниченность, или слепота.

*
Люди ждут чуда, как зрелища, желая быть его любопытными зрителями, а чудо приходит только тогда, когда мы становимся его непосредственными участниками и не можем наблюдать его со стороны. Кáк бы нам ни хотелось, оно никогда не сваливается на нас сверху внезапно, а постепенно вырастает из нас самих, так что мы, сами того не замечая, однажды становимся его неотъемлемой частью, без которой оно не может существовать так же, как мы без него. Поэтому самое большое чудо — не ждать никакого чуда, а трудиться над собой как над единственным предметом, который только и можно превратить в чудо.

*
Мирская жизнь подобна тёмной комнате, в которой люди бьются головой о чтó угодно, только бы высечь искру света и тепла в своей душе, в то время как эта комната снаружи окружена океаном света и тепла. Преодолей только стадный инстинкт, страх одиночества, рванись наружу, выйди за пределы своих иллюзорных познаний и ты заплачешь и засмеёшься одновременно от горя и от счастья, сравнив то, чтó находится вне этой комнаты, с тем, за чтó в ней убиваются люди.

*
Люди хотят овладеть вечной жизнью для того, чтобы не терять её, не понимая, что для того, чтобы не терять вечную жизнь, нужно отдать временную жизнь во Власть Бога.

*
Не тот живёт больше, кто живёт дольше
. — Народная мудрость в отличие от цивилизованной хитромудрости прекрасно чуяла и сознавала бессмысленность долгого и бесплодного прозябания и ценность краткого, но наполненного послушанием Богу бытия.

*
Мне всегда не нравились речи о том, что нужно жить только в настоящем, что незачем думать о прошлом, переживать о будущем, а нужно довольствоваться тем, чтó имеешь сегодня и ценить данное мгновение. Каждый раз убеждаюсь в том, что моё чувство меня не подводит и теперь понимаю почему.

Думать только о настоящем — это всё равно, что, идя по дороге, смотреть только себе пóд ноги. Но нормальный человек так не ходит. Нормальный человек смотрит и пóд ноги, и вперёд, и оглядывается назад. Ненормальные же, больные люди смотрят или только вперёд, или пóд ноги, или назад.

Когда мы идём под дороге жизни, то чтό означает смотреть себе пóд ноги ? Это означает добросовестно исполнять свои повседневные обязанности. А чтό означает смотреть вперёд ? Это смотреть на то, ради чего мы исполняем свои сегодняшние обязанности. Оглядываться же назад — значит вспоминать о том, что раньше мы вообще ничего не знали о своих обязанностях и за нас их исполняли другие люди и от этого стыдно и это не должно повториться. Оглядываться назад — это ещё вспоминать и о том, что мы, может быть, что-то не исполнили, пропустили, забыли и должны наверстать упущенное. Оглядываться назад — это также вспоминать тех людей, которые до нас прошли этой дорогой, и им так же было трудно, как и нам, а значит мы не одиноки в страдании. Оглядываться назад — это также вспоминать тех людей, с которыми мы были знакомы, и молиться о них, беспокоиться, согревать их своим сердцем и мыслями, желая им прозрения и приближения к Богу. Смотреть же вперёд и отдаваться мечтам — это думать о том, чтó должно давать нам силы в настоящем.

Человек должен жить по правде, а не по чьим-то советам и заповедям. Если мне приходят мысли о прошлом, а я убегаю от них и зарываюсь в настоящее, как в убежище, — я живу не по правде. Если мне приходят мысли о будущем, а я убегаю от них в прошлое, — я живу не по правде. Жить по правде — это отдаваться каждой мысли, каждому чувству, каждому движению души, не противясь мыслительному потоку, давая себя и тянуть, и останавливать, и возвращать, и подгонять.

Полноценный человек живёт в Вечности, а Вечность охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее.