Найти тему
Трудный ребенок

Плохие фантастические фильмы, снятые в СССР в 1984 году

Оглавление

Фантастику любят взрослые и дети. Именно этим объясняется такая невероятная популярность этого жанра в кино. Но кинофантастика, как, наверное, мало ещё какой развлекательный жанр, очень сильно зависит от научно-технического развития и мощи экономики той страны, которая производит фильмы этого жанра. СССР к 1984 году вчистую уже проиграл экономическое соревнование с Западом вообще и США в частности. А в научно-техническом плане СССР к 1984 году из развитой страны, каковой он был в 50-е – 60-е года, превратился в страну отсталую. И это отчетливо заметно в фантастических фильмах того периода. Фантастическое кино – жанр особенный, зрелищный и наукоёмкий. Он требует не только захватывающего сюжета, но и впечатляющих спецэффектов. А спецэффекты – это технологии и большой бюджет. Говорить о каком-то фантастическом фильме: «Он хороший, просто бюджет был маленький, поэтому получилось не так красиво» – это всё равно что про деревянный танк говорить: «танк отличный, просто денег на броневые листы не хватило». Деревянный танк – это плохой танк. Точно также и фантастический филь с низким бюджетом и плохими спецэффектами – это плохой фильм и его не спасёт даже увлекательный сюжет. Но начнем изучать советский фантастические фильмы, снятые в 1984 году.

Гостья из будущего

Режиссер: Павел Арсенов, Киностудия имени М. Горького
Режиссер: Павел Арсенов, Киностудия имени М. Горького

Вот отличная иллюстрация вышеизложенной мысли. Сюжет фильма «Гостья из будущего» – отличный. Что и не удивительно, ведь снят он по мотивам фантастической повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Но снят фильм – ужасно. И ужаснее всего спецэффекты. Фантастическому фильму, который состоит чуть ли не полностью из сцен со спецэффектами, в 1984 году в СССР делать было нечего. К 1984 году советское кинопроизводство спецэффектов было настолько отсталым и убогим, что вызывало только жалость. Стоит отметить, что Павел Арсенов, который имел за плечами несколько очень хороших фильмов («Спасите утопающего», «Король-олень», «Смятение чувств»), совершенно не монтировался в кинофантастику. Не его это дело. Что и показал фильм «Гостья из будущего». И конечно убивают напрочь выбранные на главные роли актёры – Наталья Гусева (Алиса) и Алексей Фомкин (Коля Герасимов). Невнятные, вялые, не умеющие играть хоть какие-либо эмоции, кроме инфантильного пережёвывания собственных слюней. Весь фильм, фактически, держится только на игре Вячеслава Невинного и Михаила Кононова. А из детей, наверное, более или мене нормально играет только друг Коли Герасимова Фима Королёв (Илья Наумов). Но сегодня этот фильм, как ни странно, считается культовым. Кто так считает? Ответ очевидным: те, кому в середине 80-х было лет 10-12 и которые в своём развитии до сих пор так и остались на этой возрастной отметке. За это время было снято столько впечатляющей великолепной кинофантастики, а они до сих пор пускают розовые слюни по большим глазёнкам исполнительницы главной роли Наташи Гусевой. Можно ожидать нашествие данных персонажей в комментарии к данной статье с лозунгами: «Руки прочь от Гостьи из будущего!»

Завещание профессора Доуэля

Режиссёр: Леонид Менакер, Ленфильм
Режиссёр: Леонид Менакер, Ленфильм

В основе фильма – шикарный фантастический роман Александра Беляева «Голова профессора Доуля». Вроде казалось бы – бери роман и снимай как в оригинале, лишь адаптировав под каноны киносценария. Но сценаристу (и одновременно режиссёру) зачем-то понадобилось достаточно крепко пройтись ножницами по оригинальному роману. В итоге получилось нечто невнятное. Ну и конечно – спецэффекты. В 1984 году уже невооружённым глазом было видно, насколько убоги советские спецэффекты. Нет, понятно, что съёмочная группа делала что могла в рамках того, что вообще было возможно в этой сфере в СССР 1984 года. Но лучше бы они вообще ничего не делали, чем делали то, что делали. Фильм – редкостная унылость. Несмотря на такой стопроцентно золотой сюжет. Впрочем, благодаря литературной основе фильмы всё же вошёл в ТОП-25 фильмов по количеству просмотров за 1984 год.

Инопланетянка

Режиссёр: Яков Сегель, Киностудия им. М. Горького
Режиссёр: Яков Сегель, Киностудия им. М. Горького

Ещё один «фантастический» фильм. В 1984 году что-то пробило советских кинематографистов на фантастику. При том, что советское кинопроизводство было уже полностью отсталым и глядя на советские спецэффекты хотелось плакать. Создатели «Инопланетянки» видимо и сами это понимали, поэтому сделали фильм практически совсем без спецэффектов. Сюжет такой: «Инопланетянка О, холодная и бесчувственная, посетила Землю и привлекла к себе внимание скромного изобретателя Блинкова. Его любовь, приобщение к земным радостям и странностям пробудили в ней новые эмоции и чувства». Если у фильма «Гостья из будущего» и «Голова профессора Доуэля» в основе лежит интересный приключенческий сюжет, что делает эти фильмы хоть немного смотрибельными, то у «Инопланетянки» нет даже интересного сюжета. Сюжет посредственный. Игра актёров вялая. Режиссура – никакая. При том, что Яков Сегель когда-то снял такие отличные фильмы, ставшие советской киноклассикой, как «Дом, в котором я живу» (1956) и «Прощайте, голуби!» (1960). Видимо за четверть века разучился снимать.

Семь стихий

Режиссёр: Геннадий Иванов, Киностудия им. М. Горького
Режиссёр: Геннадий Иванов, Киностудия им. М. Горького

И снова фантастика. Причём фантастика, которая требует конкретных спецэффектов. Судите сами: «На горячей и умирающей планете в созвездии Центавра было открыто глубоководное озеро. На дне озера найдена неизвестная форма жизни, напоминающая земные растения. Инопланетный цветок неожиданно трансформируется в женщину по имени Аира…» Уверен, что далеко не всякий читатель вспомнит такой фильм. Скажи: «Иван Васильевич меняет профессию» – все сразу вспомнят. Скажи: «Семь стихий» А? Что? Где? Больше ничего об это фильме сказать нельзя. Кроме очередного вопроса: ну для чего в 1984 году советские режиссёры цеплялись за фантастику, требующую спецэффектов? И почему эту фантастику доверяли снимать таким режиссёром, как этот Геннадий Иванов, который ничего путного вообще не снял? Загадка.

Человек-невидимка

Режиссёр: Александр Захаров, Мосфильм
Режиссёр: Александр Захаров, Мосфильм

Фильм снят по одному из самых культовых фантастических романов XX века Герберта Уэллса. Снят, как и все советские фильмы этого периода, с халтурными спецэффектами. Снят режиссёром, который окончил ВГИК в 1972 году, но до 1984 года не снял ничего. То есть вообще ничего, даже какой-нибудь короткометражки. А в 1984 году ему вдруг поручают снять зрелищный художественный фильм по одному из самых известных в мировой истории фантастических романов. Да к тому же режиссёр достаточно вольно обошёлся с литературным оригиналом. Естественно, ничего хорошего из этого получиться не могло. Если сравнить эту советскую халтуру «Человек-невидимка» (как и прочие советские фантастические фильмы 1984 года) с вышедшими в том же 1984 году «Охотниками за привидениями», то вопрос о том, что советское фантастическое кино того периода стало абсолютно отсталым и убогим, можно даже не поднимать. И вообще такое ощущение, что к 1984 году в том сегменте советского кино, которое отвечало за фантастику, возникло два странных явления: во-первых, деньги на кинофантастику были (вон сколько всего наснимали, включая «Гостью из будущего»), но, во-вторых, хорошие режиссёры и сценаристы почему-то не хотели браться за фантастику и поэтому снимать эти фильмы давали кому ни попадя. А может режиссёры, которые ценили всё, что делают и не хотели опускать планку качества, понимая, что в сфере фантастического зрелищного кино в СССР в 1984 году ловить уже нечего, просто отказывались заниматься фантастикой? В общем – загадка.

Ну ладно, как бы там ни было. Вот такая пятёрка. Приведем также ТОП-5 рейтинга советского кинопроката 1984 года по версии портала Кино-театр:

Кинопрокат в СССР, 1984 год (ТОП-5)

1. ТАНЦОР ДИСКО

Индия, 1982, 60,9 млн.зрителей

2. ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ

СССР, 1984, 44,5 млн.зрителей

3. БЕЛЫЕ РОСЫ

СССР, 1983, 36,1 млн.зрителей

4. ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ

Италия, США, 1983, 27,6 млн.зрителей

5. ДВОЙНОЙ ОБГОН

СССР, 1984, 26,6 млн.зрителей

Ну и традиционно в финале для сравнения – список некоторых фантастических и зрелищных фильмов, которые вышли за рубежом в том же 1984 году.

Некоторые зарубежные фильмы, снятые в 1984 году:

«Бесконечная история»/Die Unendliche Geschichte, США (реж. Вольфганг Петерсен)

«Дюна»/Dune, США (реж. Дэвид Линч)

«Индиана Джонс и храм судьбы»/Indiana Jones and the Temple of Doom, США (реж. Стивен Спилберг)

«Конан-разрушитель»/Conan The Destroyer, США (реж. Ричард Флейшер)

«Кошмар на улице Вязов»/A Nightmare on Elm Street, США (реж. Уэс Крэйвен)

«Охотники за привидениями»/Ghostbusters, США (реж. Айван Райтман)

«Терминатор»/Terminator, США (реж. Джеймс Камерон)

Собственно, уже «Терминатора» и «Охотников за привидениями» для сравнения достаточно, чтобы понять, насколько к 1984 году безнадежно устаревшим и отсталым было производство кинофантастики в СССР по сравнению с западной кинофантастикой. Поэтому советский зритель и ломился в кинотеатры на индийского «Танцора диско», что в СССР уже ничего зрелищного производить не умели и не могли.