Вечерело. Свинцовые тучи над моей головой, словно бесконечно-емкие швабры из телемагазина не диване девяностых годов, отжимались на бренную землю струями холодного дождя. Порывистый ветер трепал мокрые волосы. Модный британский пуховик держался из последних сил, и я очень радовался, что захватил с собой солнцезащитные очки, ведь они защищали от ледяной мороси хотя бы глаза. Учитывая заголовок, вы, я думаю, уже озадачились вопросом – зачем тестировать летние шины в таких условиях?
Но у Матти Мори, веселого человека со скучным названием должности «руководитель службы технической поддержки клиентов», на все есть ответ. Дело в том, что именно такие погодные условия помогают наиболее наглядно продемонстрировать преимущества новых летних шин Nokian Tyres Tyres – премиальных Black 2 и Black 2 SUV, а также семейно-спортивные Blue 2 SUV. О каких именно характеристиках идет речь? Это стойкость к аквапланированию, зацеп на скользкой и холодной дороге, в том числе с обилием неровностей.
Чтобы показать свои новые разработки во всей красе, финские шинники пригласили меня на гоночный трек Ахвенисто, расположенный рядом с городом Хямеэнлинна — родиной композитора Яна Сибелиуса.
Построенная в 1967 году, эта без малого трехкилометровая гоночная трасса считается одной из самых экстремальных не только в Европе, но и во всем мире.
Извилистый, с большим перепадом высоты (32 метра на короткой дистанции), трек Ахвенисто ничуть не легче для пилотов, чем легендарный Зеленый ад Северной петли Нюрбургринга.
Об этом красноречиво напоминают расцарапанные бетонные блоки и помятые металлические заборы, ограждающие тесные, словно лифт в собянинской новостройке, виражи. Ширина трассы составляет от девяти до семнадцати метров. Длина главной прямой – всего 280 метров.
В разные годы тут соревновались пилоты самых различных серий. Формула-2, Формула-3 различные кузовные серии, мотогонки Формула-750.
Благодаря обилию грунтовых зон безопасности и технологических срезок, с 1980 по 1999 годы в Ахвенисто с успехом проходил Чемпионат Европы по ралли-кроссу.
В разные годы тут соревновались между собой знаменитые гонщики. Йохен Риндт, Джек Брэбэм, Джим Кларк, Грэм Хилл, Ники Лауда, Мика Хаккинен, Кими Райконен, Кеке Росберг.
В наши дни здесь проходят как национальные гонки по кольцу и ралли-кроссу, так и заезды международного чемпионата SMP F4.
Сегодня, в день презентации шин Nokian Tyres, на трассе никого кроме нас. Трибуны пусты. Покрашенные уже облупившейся краской ретардеры из старых шин по обе стороны прямика покрыты крупными каплями воды, в которых в перевернутом виде отражаются проносящиеся по трассам автомобили. А когда-то тут шумела толпа, например, в 1985 году, когда тут собралось более 40 000 зрителей, чтобы посмотреть гонку Tähtien kisat – в переводе, «Гонка Звезд».
Тогда между собой сразились лучшие гонщики из различных дисциплин, накануне прилетевшие в страну озер, оленей, лосося, морошки и лакричного ликера на частных джетах. Нельсон Пике, Кеке Росберг, Тимо Салонен, Мишель Мутон и другие звезды соревновались между собой на практически стандартных BMW E28.
На кадрах старой кинохроники выходящий из своего самолета Кеке Росберг похож на рок-звезду или наркобарона. Футболка навыпуск, широкие, свисающие к земле усы, сползшие на переносицу огромные темные очки в золотой оправе, за которыми не видно глаз.
За год до этого именно Росберг – Чемпион F1 1982 года – на болиде Williams FW08C установил неофициальный рекорд трека Ахвенисто, не побитый и по сей день – 1:10:000. Ближайший официальный рекорд, установленный в сентябре 2000 году — 1:13.226 – достижение Марко Неваляйнена на болиде «Формулы-3».
Лучшее время по «кузовам» держится с 2005 года – именно тогда Фредрик Рос на Porsche 911 GT3 побил рекорд двукратного Чемпиона мира по Ф1 Мики Хакинена, также установленный в рамках Porsche Carrera Cup, но годом ранее.
Именно на треке Ахвенисто Мика Хакинен учил ездить Капитана Улитку в одном из выпусков Top Gear. Для финского гонщика это домашняя трасса.
Причем тут шины Nokian Tyres? Дело в том, что в разработке новых моделей Мика Хакинен принял непосредственное участие в качестве консультанта, а испытания проходили в том числе на треке Ахвенисто – при самых разных погодных условиях.
Главная новинка – Nokian Tyres Hakka Black 2. Это шина класса UHP, т.е. Ultra High Performance. Другими словами, для быстрой езды. А в изложении Nokian Tyres – для быстрой езды по скользкой, неровной, мокрой, холодной дороге.
Шина выпускается в 40 типоразмерах от 17 до 21 дюйма. Индексы скорости — V (240 км/ч), W (270 км/ч) и Y (300 км/ч). «Кроссоверная версия» Nokian Tyres Hakka Black 2 SUV отличается усиленными арамидными волокнами боковинами. Шина доступна в 29 типоразмерах от 17 до 22 дюймов.
На вопрос, как у новой шины будут обстоять дела с износом, в частности, на шершавых российских дорогах, особенно, при быстрой езде, финские шинники отвечают однозначно. Да, новые шины чуть более долговечны, но фактор стойкости к износу не является определяющим в классе UHP. Главная задача этих шин – максимальный зацеп при разгоне, торможении, в поворотах. «Если тебе нужна износостойкость – ты можешь купить «вечные» пластиковые шины, но должен понимать, что их характеристики будут намного хуже», — конкретизирует Матти Мори.
При разработке Hakka Black 2 особое внимание было уделено оптимизации пятна контакта в динамике. Для начала, речь идет об улучшении отвода воды из канавок протектора, для чего их форма и направление были доработаны. Видите поперечную насечку на протекторе? Разгоняясь в этих узких канавках конической формы, вода под давлением перенаправляется в широкие, отполированные продольные канавки, после чего выталкивается из пятна контакта. Закон Бернулли в действии!
Но главным было обеспечить предсказуемое и логичное поведение автомобиля в различных погодных условиях, чтобы управляемость по сухому не отличалась от «мокрой» езды. Более того, протектор новых шин обеспечивает более равномерное сцепление с дорогой, что также должно уменьшить их износ.
Интерес представляет и сам процесс испытаний. Под поверхностью испытательного трека на заводе Nokian Tyres оборудована специальная лаборатория, в потолке которой есть специальное окно, выходящее в заполненную подкрашенным водным раствором колею. Под окном стоит высокоскоростная камера, делающая снимки пятна контакта со скоростью 30 000 кадров в секунду. По этим снимкам инженеры анализируют поведение шины при аквапланировании, изучая и дорабатывая эффективность отвода воды из пятна контакта.
Влияния площади и формы пятна контакта на зацеп – а, следовательно, на безопасность движения — трудно переоценить. Например, все еще легальная шина с остаточной высотой протектора в 1.6 мм на скорости в 125 км.ч. за поверхность уже практически не держится.
Использование новой многослойной структуры также способствует увеличению зацепа при разных температурах, и снижает сопротивление качению и расход топлива по сравнению с шинами предыдущего поколения. По заявлениям Nokian Tyres, модель Hakka Black 2 значительно превосходит Hakka Black по эффективности торможения как на сухих, так и на мокрых покрытиях. Немного уменьшилось сопротивление качению и улучшилась управляемость на мокром покрытии. При этом подтвержденный тестами рабочий диапазон шин – от нуля до плюс сорока градусов (с оговоркой, что при нуле дорога должна быть сухой).
Что касается SUV-версии, то прежде всего отличия будут проявляться (опять же, по словам спецов Nokian Tyres) в управляемости на сухих покрытиях, а также в торможении в любых условиях. Все шины серии Black 2, как и прежде, можно внешне отличить по зеленому шильдику Nokian Tyres на боковине, который теперь приклеен более надежно (на тестовые шины шильдики поставить пока не успели).
Есть изменения и в шине Hakka Blue 2 SUV. Как можно понять из названия, это кроссоверная версия представленной минувшей весной летней шины. Измененный рисунок протектора с поперечной насечкой и новая гибридная смесь тут помогают достичь тех же вещей –улучшенного отвода воды из пятна контакта и снижения сопротивления качению соответственно.
На шине по прежнему арамидные боковины. Видоизменились удалители камней из протектора – прежде всего, для того, чтобы избежать повреждения структуры шины, и чтобы застрявшие камешки (ими в скандинавии посыпают дороги вместо соли) не разбивали стекла позади идущих автомобилей. Еще одно приобретение будет особенно актуально для российского рынка – на усиленных плечевых зонах появились небольшие грунтозацепы.
Шины Hakka Blue 2 SUV в зависимости от размерности имеет индексы скорости H (210 км/ч) и V (240 км/ч). Доступен 21 типоразмер, от 16 до 19 дюймов.
Скажу сразу, сравнить новые шины со старыми возможности у меня не было. К тому же, я уверен, что с учетом маркетинговых погрешностей, разницу в них будет достаточно трудно ощутить. Но во время заезда на обутом в Hakka Black 2 ярко-красном Audi RS4 Avant по треку Ахвенисто на недостаток ощущений жаловаться мне не пришлось.
Трек действительно очень узкий и опасный. Выходы из поворотов – прямо в стены, зоны безопасности минимальны или отсутствуют вовсе.
Некоторые повороты совмещены с подъемом и последующим спуском. Подлетая к апексу, видишь только верхушки елей…
Прибавьте к этому проливной дождь и четыре с половиной сотни сил атмосферного V8 4.2, и вы поймете, что ехать тут быстро — задачка не из легких.
Возможности шин Hakka Black 2 тут раскрылись в полной мере – держак для дорожной шины по мокрому просто восхитительный, что в поворотах, что при торможении.
Вторая часть тестов проходила по дорогам общего пользования. Узкие двухполоски не подходят для проверок максимальной скорости, но можно было оценить сцепление в поворотах и экстренное торможение.
Учитывая невозможность сравнения не только с шинами конкурентов, но даже с предыдущими моделями, мне оставалось только сопоставить шины Hakka Black 2 SUV и Hakka Blue 2 SUV. Разница действительно ощутима. При очень схожей максимальной скорости выполнения одинаковых экстремальных упражнений, на Black 2 от водителя требуется меньше усилий.
Независимо от покрытия и его коэффициента сцепления, шины Black 2 ведут себя практически одинаково, поведение автомобиля даже не надо спрогнозировать. Просто «валишь», и не паришься. Торможение на скользкой дороге – с минимальным срабатыванием ABS. На Blue 2 нюансы управляемости ощущаются острее – на скользкой дороге можно почувствовать более ранний срыв в снос, а также возросший тормозной путь.
Глубокой колеи, чтобы оценить стойкость к аквапланированию, мне не попалось, но на высокой скорости на автобане обе шины вели себя очень достойно.
Помимо новых шин, финские шинники продемонстрировали очень интересную установку под названием SnapScan. Она состоит из рампы и установленной перед ней камерой.
От водителя требуется проехать по рампе, после чего водителю по SMS приходит ссылка подробный отчет о состоянии всех четырех шин, включая износ по канавкам, остаточную глубину протектора, а также прогнозируемое изменение тормозного пути.
Подобная система уже установлена на выезде из одной из парковок Хельсинки, использование ее совершенно бесплатно. «Безопасность прежде всего».
Разумеется, я не упустил возможности пообщаться с самим Микой Хаккиненом. И говорили мы в основном все о том же – о безопасности.
В чем конкретно заключался ваш вклад в создание шин Hakka Black 2?
Я провел серию тестов совместно с инженерами Nokian Tyres. Находясь в автомобиле, давая им советы, и непосредственно за рулем, выполняя различные тестовые программы. По результатам я давал обратную связь с учетом моей экспертизы и компетенций. Во времена Формулы-1 я проводил очень много тестов покрышек, и могу сказать, что это совершенно восхитительная область знаний.
Для меня также было очень интересно узнать о ключевых моментах в разработке дорожных шин. Безопасность, тут на первом месте, ведь погодные условия могут быть самыми разными – жара, холод, дождь. В Формуле-1 в таких случаях используются разные шины. В реальной жизни такой возможности нет – у вас только один комплект шин. Создать универсальные шины гораздо сложнее.
Я присоединился к команде разработчиков примерно полтора года назад, и за это время приобрел совершенно новый опыт.
В чем секрет безопасного вождения?
Все очень просто. Постоянная концентрация на управлении автомобиля – это позволяет сохранять дистанцию до других автомобилей. Шины должны быть в хорошем состоянии. Это влияет на управляемость автомобиля и на торможение. Это ключевые моменты, поэтому никогда не стоит экономить на этом компоненте автомобиля.
За рулем вы отвечаете за жизни своих пассажиров и людей вокруг. Подумайте об этом дважды.
На каком автомобиле вы ездите каждый день?
Сейчас покажу. Тебе понравится! Вот на этих двух. Ту, что справа, я купил совсем недавно. Этот Ford Galaxie 1965 года – звезда очень популярного финского ТВ-шоу. На крыльях под лаком можно увидеть автографы всех героев шоу.
Вторая машина просто фантастика. Это прототип McLaren P1. Таких машин всего 7 или 10 во всем мире. Отличная машина, чтобы подвозить ребенка в школу. Это грандиозная привилегия для меня, иметь такой автомобиль. Я не хотел бы хвастаться, но раз уж ты спросил…
Чем вы занимаетесь сейчас, после ухода из автоспорта?
Помимо того, что я применяю свой гоночный опыт и знания, помогая совершенствовать автомобили и их компоненты, я занят собственным проектом, который пока еще не предан широкой огласке. Это социальная сеть INZDR (приложения уже можно скачать), в которой для участников предусмотрена возможность монетизации.
Например, в своем аккаунте я могу выкладывать как общедоступный, бесплатный контент, так и что-то уникальное, текст, фото или видео. Я думаю, на этом можно зарабатывать. Эта социальная сеть может с успехом использоваться различными изданиями и благотворительными организациями. Платежная система у нас очень хорошо отработана.
Вы были в России. Как вам московское движение?
Ну что тут скажешь. Люди просто едут на свою работу. Час, два. У меня нет ни малейших предположений, как решить эту проблему.
А что скажете про общественный транспорт? У себя в Монако им пользуетесь?
Иногда. Но я не сказал бы, что часто.
Что бы вы хотели передать читателям моего блога?
Условия вождения в России чем-то похожи на финские. Большой перепад температур. Днем может быть чудесная погода, а ночью – обледеневшая дорога. С учетом всего этого особенно важно ответственно относиться к управлению автомобилем.
Простой пример. Когда я участвовал в Формуле-1, я подписывал лицензию, в которой прямо написано – автоспорт опасен. Конечно, гонки Формулы-1 опасны. Но и езда по обычным дорогам – тоже опасна! Поэтому, как и на гонках, ты должен учитывать множество факторов. Состояние шин, твое собственное состояние. Ты должен учитывать других водителей.
С возрастом при переходе улицы я делаю не один, а два взгляда на проезжую часть, если замечаю приближающийся автомобиль. И это та же история, что и с управлением автомобилем. Безопасность должна быть на первом месте, и только потом — драйверские амбиции и фан.
***