«Чай — национальный русский напиток… Голландцы хмелеют от огурцов, русские — от кипятка», писал путешествующий по России 19 века Александр Дюма-отец. Но чай для большинства россиян был в то время дорогущей редкостью.
Интересно, что кофе стал доступен в России раньше чая. Кофе во всех заведениях общепита подавали еще при Петре I. Заведения эти часто звались «кофейными домиками». Угощали водкой и кофе россиян и при посещении первого русского музея Кунсткамеры.
Дороговизна чая в России 18-19 века объясняется просто. С 17 в. чай поступал к нам караванным путем, который время от времени налаживало с Китаем русское правительство. Дело было трудное: огромные наши расстояния и такого же размера сложности в общении с китайцами.
Рядом с государственными контактами шла частная и более динамичная торговля. Казна и частники друг другу мешали, нарушалась единая ценовая политика. Там, где частник — там провоз чая в обход закона и пошлин.
В те времена между Россией и Китаем не было устойчивой границы. Легкомысленные россияне просто допускали китайцев на свою территорию. А вот китайская сторона всякий раз демонстрировала свое презрение. Но основания у них были: «Китайцы с презрением смотрели на наших торговцев, пьянствовавших и буйствовавших.., ненавидели наших чиновников.., всегда слабых на руку, взяточников» (Павлов А. Чайная торговля и чай).
Многие годы торговля между Россией и Китаем велась не на деньги, а на товары. Наши купцы привозили китайцам ткани, пушнину и другие промыслы. Все своё китайцы ценили очень высоко, а русские своё — опять же в силу вопиющей беспечности — очень низко.
В 1728 г. на реке Кяхта подписали договор с китайцами о торговле. И здесь заложили крепость Кяхта, которую скоро прозвали «песчаной Венецией», из‑за нехватки воды. В речке Кяхте вода всегда текла мутная и на вкус горькая.
Сохранилась легенда, по которой посол Екатерины I Рагузинский не случайно облюбовал именно эту местность. Он опасался, что коварные китайцы могут отравить воду и выбрал речку, которая текла не из Китая в Россию, а наоборот. Кяхта здесь — единственный источник в таком роде. Подобная легенда (а может, и быль) весьма наглядно характеризовала образ отношений между странами. Удивляет только, как наши покупатели не боялись, что китайцы отравят чай. После основания Кяхты торговля стала развиваться медленно, но, верно.
Продолжение следует...
Вожделенный цитрус. История с продолжением