Современные технологии призваны делать жизнь человека проще и удобнее. Так и технология общения в сети создавалась с целью помочь интернет-пользователям чувствовать себя уникальными личностями, нужными и интересными собеседниками. Одним из главных инструментов, позволяющих юзерам почувствовать свою значимость и поднять самооценку, стал так называемый «лайк».
Лайк (от англ. «Like» – «нравится», «одобряю») – базовое понятие в социальных медиа, это условное выражение одобрения материалу, пользователю, фотографии, выражающееся нажатием одной кнопки/иконки (как правило, изображающей поднятый вверх большой палец руки или сердечко). Противоположностью лайка является дислайк (употребляется и с буквой «з» - дизлайк) – выражение неодобрения (кнопка с пальцем вниз), – однако возможность ставить дислайки в социальных медиа предоставляется далеко не всеми сервисами.
Технологически поставленный кому-то лайк означает проявление внимания, согласие или одобрение. Всё зависит от контекста: к примеру, лайк, поставленный к фотографии симпатичной девушки, свидетельствует о том, что лайкнувший оценил её красоту, а лайк под какой-либо заметкой, постом пользователя может означать, что его мысли были поняты и одобрены. И всё же полученный лайк как ничто другое помогает интернет-пользователю ощутить значимость для других того контента, которым он делится на своей странице в социальных медиа.
Одобрение и похвала особо значимы для любого человека и имеют серьёзную мобилизующую силу. Каждый из нас нуждается в моральной поддержке: как правило, через одобрение близких, а также людей, чьё мнение для нас важно. Лайки, полученные в режиме онлайн, зачастую играют большую роль и имеют серьёзное влияние на жизнь человека вне сети, в офлайне - природа реакции индивида на них схожа с реакцией на доброе слово родителей, дружеское похлопывание по плечу.
В социальной психологии используется такое понятие как «поглаживание» – поглаживанием является действие, когда человек уделяет внимание партнёру, при этом сигнализируя о том, что партнёр для него – чрезвычайно приятная и интересная личность. Именно поэтому поглаживание – не столько физическое прикосновение, сколько комплимент, улыбка, поддержка, активное слушание, то есть все те действия, которые способны подчеркнуть значимость другого человека. Таким образом, лайк – это максимально простой способ как получить, так и выразить поглаживание прямо в интернете.
Когда люди испытывают недостаток в поглаживаниях, они становятся уязвимыми для манипуляций и эмоционально неустойчивыми. Потребность в одобрении со стороны практически равнозначна потребностям в еде, воде, тепле и т. п. Сюда же добавляется и жажда лайков, ради которых интернет-пользователи тратят большое количество времени и сил, наполняя свои аккаунты в социальных медиа разнообразным контентом – ведь просто так «палец вверх» не заработать. «С точки зрения психолога, все эти действия как бы говорят за человека: «Посмотрите, я есть, я живой, и со мной можно взаимодействовать!». Соответственно, вот он, главный минус и главная опасность лайков в социальных сетях: лайк нельзя поставить просто за то, что человек есть. Лайк – оценка действия или качеств человека, а не его самого».
Результаты исследований сообщают, что у людей, имеющих гармоничные отношения в личной жизни, потребность в поглаживаниях развита слабо, поэтому их активность в интернете гораздо ниже, чем у людей, которые пытаются компенсировать личные проблемы и пробелы семье за счет бурной деятельности в социальных медиа.
Однако лайки имеют помимо личной ещё и общественную значимость. Так, многим людям важно увидеть массовость поддержки лайками какой-либо инициативы, распространяемой и организующейся на страницах социальных медиа, после чего они также ставят «палец вверх» и осознают свою принадлежность группе единомышленников: например, так в интернете зарождаются различные благотворительные проекты – большое количество лайков позволяет понять организаторам, насколько востребована их инициатива, лайкнувшие же пользователи со своей стороны могут оценить масштабность проекта и пожелают рассказать о нём друзьям, а также пригласить их тоже принять в нём участие (хотя бы выразив поддержку).
Лайки в социальных медиа помогают общественным и политическим организациям, коммерческим компаниям получить обратную связь относительно своих инициатив, законопроектов и законов, новых товаров, акций, рассчитать уровень риска.
С общественной значимостью лайков связана, например, проблема накрутки голосов: в интернете нередко бывают случаи, когда на каких-либо конкурсах (будь то конкурс красоты или творческое соревнование), голосованиях на политические и социальные темы, устраиваемых на базе социальных медиа, побеждают достаточно сомнительные кандидаты и инициативы, которые, казалось, мало кто может поддержать. На ресурсах же, которые наравне с лайками позволяют ставить и дислайки, накрутка также может проявляться в намеренном «минусовании» предмета голосования: например, под некоторыми обсуждениями, материалами, которые посвящены политике, часто в поддержку властей набирается невероятно высокое количество лайков, а если материал оппозиционный – аналогичное число дислайков. В то же время зачастую средняя посещаемость ресурса или количество просмотров материалов автора, разместившего этот контент, в три-четыре раза ниже. Объясняется это существованием специальных групп людей, компаний, за деньги (а иногда и по личному желанию, идейным соображениям, безвозмездно) отслеживающих появление в сети материалов, касающихся какой-либо темы, которую им заказали «сопровождать» своим участием: ставить лайки/дислайки и оставлять комментарии определённого содержания. Таких людей в сети принято называть «ботами» и «троллями» (в Рунете самые известные примеры этого явления: «кремлеботы» и «фабрика троллей»): первые механически, как роботы, выполняют заказ, ставя лайки/дислайки, а вторые, как правило, вдобавок ещё пишут язвительные сообщения, оскорбляют и провоцируют других пользователей – создают информационный шум, в результате чего у не подозревающих, что ими манипулируют, людей возникают трудности понимания проблемы и принятия решений. К сожалению, описанное негативное явление трудно искоренить, так как технологии его применения достаточно глубоко проработаны и чётко применяются на практике, кроме того, сегодня оно очень востребовано в борьбе за влияние на умы граждан с помощью интернета.
В тексте есть отсылки к статье "Лайк в социальных сетях и его феномен"