С видными политическими фигурами не всё так просто. Еще со времен царя Гороха никто не верит в апоплексические приступы и геморроидальные колики, если дело касается видных исторических персонажей.
Вот и с Фрунзе история мутная. Ну кто поверит в смерть от естественных причин, когда у тебя в приятелях - Сталин, а во врагах - Троцкий?
Мало кто из революционеров вызывает у меня симпатию, но вот Фрунзе я сочувствую. Была у него и совесть, и благородство, а эти качества на военном и политическом поприще, как известно, только укорачивают жизнь.
Предыстория смерти Михаила Васильевича проста: более 20-ти лет его мучила язва желудка. Ну мучила и мучила. Язва вполне поддавалась консервативному лечению, рубцевалась потихоньку на курортах, заливалась полезными минеральными водами. Мысль об операции заронил в голову военачальника Сталин. Мол, не будь бабой, хватит по санаториям просиживать. Режь - и дело с концом.
Фрунзе на операцию не хотел, но гордость была задета.
Не хочу! У меня уже всё нормально! Но вот Сталин настаивает...
Эту фразу, сказанную перед самой операцией, позже вспоминала супруга Михаила Васильевича.
Ну а дальше пошла череда драматичных обстоятельств, связанных то ли с хилым развитием медицины, то ли с чьим-то злым умыслом. Революционеру дали эфир ( в то время он служил анестезией), но он не подействовал. Тогда врачи решили добавить хлороформ (плохая идея), и добившись нужного результата, приступили к операции.
Еще в самом начале XX века фармакологи и хирурги знали, что совместное использование эфира и хлороформа резко усиливает не только их наркотическое, но и токсическое действие, поэтому при комбинации данных препаратов их дозы уменьшали. Тем не менее, расход эфира и хлороформа в единицу времени у Фрунзе явно превосходил максимальные пределы, не говоря уже о факте самой комбинации наркотических средств.
Что удивительно, в ходе операции медики обнаружили зарубцевавшуюся язву. Необходимости в хирургическом вмешательстве не было. Фрунзе быстренько подлатали, но токсичное действие несовместимых препаратов уже во всю приближало Михаила Васильевича к смерти. Спустя сутки революционера не стало.
Позже в отчете медиков появятся сведения о заражении крови и смерти от язвы желудка, что, как вы понимаете, не соответствовало действительности. Хотя тут врачей можно понять. Заражение крови - штука по тем временам мало прогнозируемая, а вот интоксикация от наркоза - это уже чья-то халатность.
Понятно, что тут же появились мысли о преднамеренном устранении Фрунзе. Претендентов на роль убийц было несколько:
1. Ворошилов, получивший после смерти Фрунзе его пост.
2. Троцкий - давний антагонист военачальника.
3. Сталин, разглядевший во Фрунзе конкурента и проигрывающий на его фоне.
Однако, дочь революционера до конца верила, что смерть отца наступила от естественных причин:
Скорее это была трагическая случайность. В те годы система ещё не дошла до того, чтобы убивать тех, кто мог бы помешать Сталину. Такие вещи начались только в 1930-х годах
Не забывайте про лайк и подписку на канал) Ваше активность стимулирует автора к творчеству :)
ЧИТАЙТЕ так же:
Как Василий III и Иван Грозный избавлялись от надоедливых жен?