Прочитал статью Брюса Логана (Член Американской гильдии операторов, работал над фильмами «Трон», «Аэроплан», «Звездный путь» и другие. ) об основах поведения на съемочной площадке. И хоть это зарубежный оператор, его советы желательно применять везде. От этого все-таки зависит качество и скорость съемки.
Ничто так не говорит о профессионализме работника сферы кино, как поведение на съемочной площадке. Сколько раз я чуть не умирал со стыда из-за неуместных комментариев коллег по съемочной команде, которые судили о чужой работе, не имея никакого опыта в этой области. Работа на большом производстве протекает в напряженной обстановке, и на всех участниках процесса лежит большая ответственность. Умение правильно себя держать в таких условиях — одна из главнейших черт, благодаря которой можно судить о профессиональности работника. Итак, вот шесть небольших правил, как правильно вести себя на съемочной площадке.
Веди себя прилично
Прежде всего, не должно быть никакой «здравой критики» о вещах, в которых вы не разбираетесь. Представьте себе помощника из отдела художественной постановки, который говорит режиссеру, что он «не верит» игре одного из актеров. Или, например, человека, отвечающего за обработку информации, который вмешивается в задачи режиссера и других глав департаментов: на просмотре дейлис он делает замечание о композиции одного из кадров. Нет, нет, нет, НЕТ! Но вы и сами не стали бы себя так вести. Правда ведь?
И все же у нас, большинство молодых режиссеров не такие опытные и иногда все же ты не можешь удержать себя, чтобы не высказать свое виденье и предложить перессмотреть другие варианты. Надо, конечно, понимать когда и как подойти чтобы тебя не послали куда-нибудь. Все же западная культура более иерархичная и там более строго соблюдают ее. У нас же иногда режиссеры, постановщики могут спросить какой-нибудь совет по какой-нибудь сцене. Например про какие-нибудь факты, которыми они мало обладают.
Я не нашел пока серию, в которой я снимался в одном сериале. Поэтому я пока не буду указывать что за сериал. Я там не решился подойти к режиссеру и рассказать про абсурд, который получался в кадре. А получалось следующее: мы были лаборантами ФЭС и выносили в мешке для трупов мумию. Рядом с нами шел участковый. И так же с нами выходили главные герои. И мы поворачивали налево, а они подходили к подозреваемой и она хватала какую-то женщину в заложницы и начинала угрожать. Начинался крик, главный актер произвел выстрел в воздух... А мы идем как ни в чем не бывало... Не оборачиваясь не пугаясь... Просто идем... Я не знаю что у них там получилось. Может быть нас и вырезали в итоге. Но выглядело на мой взгляд бредово.
Актеры отвечают за работу перед камерой
Одно из самых очевидных и распространенных нарушений этикета на площадке — это когда актер сам себя прерывает посреди дубля. В обязанности актера не входит оценка своей игры — за этим должен следить режиссер, в котором исполнители не должны сомневаться. Бывают случаи, когда актер не знает о намерениях режиссера, и поэтому ненароком портит ценный дубль.
Конечно, во всех правилах есть исключения. Например, если вы всемирно известный актер и благодаря вашему имени проект получил финансирование, то... наверное, вы можете говорить что угодно когда угодно.
Да, бывает, когда актер сбивается и не редко. Особенно, когда сцена долгая. Но это не театр, где очень долго репетируют. А в кино уже зависит от опыта актера и как он готовился.
А по поводу известности, Александр Петров здесь как ни к стати. С ним я уже пересекался пять раз. И с ним очень долго проходят съемки. Очень много дублей снимают, он начинает предлагать свои идеи. Перед дублем, когда начинают снимать и объявляют Камера, Мотор, Начали и по Начали уже должны начать снимать, а он может еще с кем-нибудь болтать. И его уже зовут отдельно... Но с ним все-равно интересно. Я его полюбил как актера. Он все же молодец и он может себе это позволить с одной стороны.
Только режиссер говорит «снято»
Теоретически, режиссер — это единственный человек на съемочной площадке, который вправе говорить «Снято!». Раньше произнести эту команду мог и оператор, однако это было принято во времена, когда он был единственным человеком, который видел кадр до того, как были готовы дейлис.
Раньше роль оператора была куда весомее, так как он находился в самом сердце съемочного процесса. Это был единственный человек, который мог наблюдать, как все элементы кинематографа соединяются воедино, только он мог понять, что со съемками происходит что-то неладное — именно благодаря этому оператор мог сказать «Снято!». Теперь, когда у каждого участника съемочной группы есть возможность понаблюдать через монитор за тем, что снимают в данный момент, исключительное право останавливать съемку вновь перешло к режиссеру.
Исключением здесь могут быть случаи, когда участники съемочной группы подвергаются опасности. Например, второй режиссер, которого принято считать главным блюстителем безопасности, может приостановить съемки, если видит, что в сцене нарушена хореография. Подобные полномочия есть и у постановщика трюков. КАЖДЫЙ, кто видит, что на съемочной площадке происходит что-то опасное для жизни, обязан объявить об этом. Хотя, мне кажется, что «Осторожнее!» в этом случае было бы куда более уместной фразой, чем «Снято!».
С исключениями конечно прискорбно и обидно, когда не успевают это сказать. В 2018 было два случая про, которые я слышал, с плачевным исходом. Про них и расскажу, наверное в других статьях.
Не комментируйте до конца дубля
Нет, никто не обязан постоянно держать язык за зубами на съемочной площадке. Если это уместно, то вы должны сообщить о своих сомнениях после окончания дубля, однако замечание должно быть в пределах вашей компетенции. Но не всегда можно быть точно уверенным, что именно сейчас — как раз подходящий момент для комментария.
Приведу пример. Звукооператор — единственный человек на съемочной площадке, который следит за записью аудиодорожки сцены. Если во время съемок дубля мимо проехал шумный грузовик, то он обязан поставить режиссера в известность. Но если он уверен, что шум грузовика можно убрать из записи благодаря современным технологиям, то об этом можно сообщить только главе отдела звукозаписи. В этом случае для звукооператора многое решает опыт.
Заботьтесь друг о друге
Скрипт-супервайзеру тоже бывает сложно понять, когда нужно говорить, а когда лучше промолчать. Он следит за монтажностью отснятых дублей, чтобы на постпродакшне собралась целостная картинка. Также супервайзер должен следить за актерами, чтобы они не пропускали реплики и играли в соответствии со сценарием, а оператор снимал все необходимые кадры.
Конечно, скрипт-супервайзер может открыто говорить актерам или даже режиссеру об их упущениях, однако профессионалы в своем деле не выставляют все напоказ: они шепчут актеру на ухо, что тот неправильно держит реквизит, или обращают внимание оператора и режиссера, что на этот раз камера пересекла чью-то линию взгляда. Не стоит во всеуслышание объявлять о чьих-то ошибках, если об этом можно тихо и спокойно сказать. Опытность и эффективность здесь играют первостепенную роль.
Здесь конечно с массовкой у бригадиров и участников съемочной группы бывает сложно. Когда говорят одно, а они делают свое и, если в следующем дубле после поправок они повторяют тоже самое... Но тут, конечно, играет роль не внимательность. Слушайте, что Вам говорят и следите за командами. Я сам на одной съемке с Петровым два раза накосячил. Поставили в коридорчике меня с девчонкой и по команде "Начали" мы должны были выходить из этого коридорчика. Мы же начинали болтать и пропускали команды. И мы понимали, что сцена началась уже на половине дубля. Хорошо, что еще режиссеры с помощниками молодые и с хорошим чувством юмора были. Но два дубля мы могли испортить.
Правила индивидуальны
Ни одна съемочная площадка не похожа на другую. Во время одних съемок никого не отвлекает непринужденная атмосфера, где все участники подшучивают друг над другом и дурачатся, на других же приветствуется спокойное и скромное поведение, чтобы актеры полностью сконцентрировались на сложных персонажах и выжали максимум из своих ролей. Пообщайтесь с режиссером и вторым режиссером, чтобы понять, какая обстановка складывается на съемочной площадке. Если вы чувствуете себя неуверенно, то сведите все контакты к общению со своим супервайзером и говорите только по делу.
В том же фильме с Петровым, когда он приехал на съемочную площадку, я думал, что он с бадуна приехал. Вид у него был не важный. Потом только понял, что он скорее всего входил в состояние актера для этих съемок. Хотя... Потом подъехал Кристина Асмус, у нее же был вид какой-то озабоченный, расстроенный, как-будто что-то у нее случилось. И опять же в процессе съемок я понял, что она тоже заранее входила в роль.
С реальными пацанами же это было наоборот. Пацаны, ваще, ребята! Хоть некоторые сцены не смешные были, но между дублями пацаны отжигали. Ржача хватало.
И заканчивает Брюс Логан следующими словами:
Следуя этим правилам, вы наберете больше опыта, научитесь получать удовольствие от работы, а также быстро вливаться в рабочий процесс и вскоре вы прослывете как истинный профессионал в своем деле.
Полностью согласен. Будьте внимательны, не качайте свои права, на площадке, если Вы не Петров и не продюсер с Вами мало кто захочет работать. Съемки в фильмах такое дело: сегодня ты на коне-завтра под конем.
Статья получилась не маленькая, но кому интересно было, я думаю, не пожалеют. Буду благодарен за "Пальцы вверх", подписывайтесь, комментируйте, но сильно не ругайте) Всем успеха и удачи!
Источник: nofilmschool.com