Беспричинные поведенческие реакции возможны лишь у людей, страдающих серьезными психическими расстройствами, человек, будь то взрослый или ребенок, физически и психически полноценный, всегда в своем поведении имеет мотив - внутреннее побуждение. Правда порой нелегко обнаружить, выявить конкретную причину поведения, но она всегда есть. Грамотный, внимательный анализ поведения, предшествующих, сопутствующих событий в жизни человека, знания закономерностей проявления психики, учет интуитивных "подсказок" может помочь в разрешении вопроса :" Почему человек поступает так, а не иначе?" А если мы знаем причину поступка, то легче построить свое поведение по отношению к человеку.
Итак, возраст и возрастные особенности Вашего ребенка достаточно интересные, но и не менее сложные.
Причины могут быть разными:
Ранний возраст - это:
- период первого рождения личности, этот период в детской психологии именуется кризисным периодом 3-х лет.
Когда изменяется психический мир человека, приобретаются новые психические черты, то неизбежны конфликты внутренние, внешние. Кстати, самыми сильными по конфликтности с окружающим миром считают подростковый возраст и возраст, в котором находится Ваше дитя. Кризисный период связан с осознанием ребенка своих возросших возможностей, отделением себя от окружающих, личностным становлением. О своем:
- " Я сам”,
-Я личность", ребенок заявляет порой реакциями неудобными окружающим:
- негативизмом,
- упрямством,
- капризами.
Он еще не владеет "цивилизованными" средствами утверждения себя в мире людей. Он умеет пока еще о своих желаниях, взглядах заявлять, противопоставляя себя окружающим. Поэтому непредсказуемо и на первый взгляд неуправляемо поведение ребенка раннего возраста.
Успокою Вас тем, что кризис 3-х лет - явление закономерное, избежать которого не удается никому. Другое дело, что длительность, сроки нахождения в этом кризисе, характер протекания данного явления может быть разным у детей. И это зависит в большой мере и от позиции взрослых на данное явление, ребенка.
Неплохо, если позиция будет следующей:
- Мой ребенок вошел в период сложный - период становления личностных новообразований, когда он пытается выделить себя в окружающем мире людей, изменить свое место, социальное положение среди, прежде всего, близких. Т.е. социальная ситуация ребенка должна быть изменена.
- Я и все окружающие ребенка взрослые, признают, что ребенок взрослеет. Попытайтесь увидеть, что нового в психическом мире появилось у ребенка.
- Я и все окружающие ребенка взрослые наберутся терпения, не будут позволять себе нисходить в ответ на негативные реакции ребенка на уровень "Дитяти", который образно говоря " потает ногами", кричит, капризами отвечает на капризы. Будьте в своем поведении взрослыми, мудрыми, понимающими людьми.
Как помочь ребенку?
- Как помочь ребенку утвердиться, реализовать желание " Я сам "? Предоставляйте по возможности больше самостоятельности. Организуйте ролевые игры, в которых поручайте ребенку роль взрослого:
- мамы,
- врача,
- шофера и т.д.
Пусть он повластвует вдоволь над Вами и домашними в игре, тем самым удовлетворится чрезвычайно сильная психическая потребность, появившаяся у ребенка - быть самостоятельным, быть как взрослый, имеющий в жизни , по сравнению с ребенком, так много прав. ( Кстати, потребность, которая была у ребенка приблизительно до 2-х лет - потребность в эмоциональном общении со взрослыми, отходит как бы на второй план).
Я думаю, хотя информация о ребенке, пришедшая от Вас достаточно скудная, что данные негативные поведенческие проявления, называемые Вами истериками, прежде всего связаны со знаменитым кризис 3-х лет, который, при терпеливом и внимательном, понимающем поведении взрослых должен пройти в скором времени. Если период кризиса затянется, делайте вывод, что Вы где-то не так поступаете по отношению к рождающейся " в муках" личности.
Читайте также новую статью про соль