Вопрос о качестве зрительской аудитории для любого производителя сериалов фундаментальный. Чем лучше ты представляешь аудиторию, тем точнее будет язык, на котором ты с этой аудиторией разговариваешь.
Между тем, понять зрительскую аудиторию не так-то просто, учитывая то, что она сама себя не понимает. Спросишь зрителя - вы что больше любите, триллер или романтическую комедию? Зритель в ответ - триллер. А как начнешь показывать ему триллер, он раз - и на романтическую комедию переключился. Делаешь для него комедию, а он как раз устал от комедий и хочет посмотреть что-то историческое. Зритель часто не осознает или стесняется собственных предпочтений. Поэтому опираться здесь приходится на "косвенные улики". Основные из них - цифры рейтингов тех или иных сериалов.
В России плохо смотрят западные (американские) сериалы. Несмотря на то, что американские сериалы сделаны заметно лучше наших, зритель предпочитает отечественные произведения? Почему? Это важный и очень продуктивный вопрос. Почему зритель, который предпочитает мерседес жигулям, айфон йотафону, джинсы Левис джинсам "Большевик", именно в сфере прекрасного уверенно предпочитает отечественное? При этом создатели американских сериалов сознательно делают продукт интернациональный, ориентированный на все нации и слои. Но, вот в России это не прокатывает - нам подавай продукт национальный.
Мне представляется, что дело в очень простой и важной вещи - наш зритель не до конца осознает степень условности телевизионного сериала. Он воспринимает кино непосредственно - как жизнь. Наш зритель сохранил чистоту и невинность первых зрителей Люмьеров, убегавших от прибывающего поезда. И радиослушателей, спасавшихся от марсиан Орсона Уэллса. То есть наш зритель еще молод, незрел в своем восприятии. И то сказать, коммерческое телевидение свалилось на него совсем недавно и он еще не выработал иммунитет к этому белоснежному потоку)
Я писал несколько сезонов "Тайн следствия" и после выхода в эфир одной из историй, в которой были ограблены банковские ячейки, узнал от знакомого риэлтера, что его клиенты пошли забирать деньги из банка. То есть зрители восприняли серию сериала как новости - непосредственно. Для них происходящее в серии стало не только поводом для эмоционального переживания, а еще и информацией, прямым указанием к действию.
То есть наш человек не понимает, что такое степень условности, если речь идет не о музыкальной сказке или мультфильме. Если на экране появляются живые люди и что-то говорят друг другу, то это действо будет восприниматься безусловно, наряду с телевизионным репортажем. Именно поэтому главная претензия к сериалу - не, ну так в жизни не бывает! - возмущаются наши зрители и смотрят, смотрят, смотрят эту небывальщину, принимая ее за жизнь.
Отсюда и ответ на вопрос - почему западные сериалы нам не интересны. А кому интересны новости из Зимбабве?! Или даже из Детройта?! Домашние новости гораздо увлекательнее. Гораздо интереснее узнать, что происходит у НАШИХ ментов, бандитов, спецназовцев, проституток, чиновников, бизнесменов, учителей - нужное подчеркнуть. Это знание наш зритель принимает за знание жизни. И на нас, сценаристов в России-матушке ложится неслабая ответственность - ответственность за жизненный опыт наших людей. По крайней мере тех из них, кто забыл выключить телевизор!)