Найти тему
mikhail.krivyy.com

Rail Baltica: разбор предварительного расписания поездов

Оглавление

На днях был опубликован проект расписания движения поездов по планируемой железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая должна соединить Таллин, Ригу, Вильнюс и Варшаву. В расписании содержится информация о движении международных, региональных и грузовых поездов с 2026 по 2056 год.

Полное расписание и характеристики проекта в конце публикации.

Схема Rail Baltica с официального сайта проекта.
Схема Rail Baltica с официального сайта проекта.

Расписание очень интересное и крайне забавное. По нему сразу становится понятно, что ни о какой экономической эффективности проекта речи не ведётся. Предполагается, что на первом этапе по маршруту Таллин — Рига — Варшава будет курсировать всего 4 пары скоростных поездов в сутки.

Даже с учетом более коротких региональных маршрутов ни о какой окупаемости при такой интенсивности движения речи быть не может. Да и региональные маршруты оставляют больше вопросов, чем ответов.

Тот же поезд Таллин — Пярну совсем недавно отменили из-за низкого пассажиропотока и плохого состояния в пути. Откуда этот пассажиропоток возьмётся снова?

Та же история с поездом Салацгрива — Бауска. Поезда на участке Скулте — Салацгрива отменили ещё в 1990-х, и тоже из-за низкого пассажиропотока. Сам участок примерно в те же годы демонтировали. На участке Скулте — Рига уже есть железная дорога, сейчас там курсирует 10 пар электричек в сутки, время в пути 1 час 8 минут.

Кроме того, всем трём странам для пригородного движения придётся содержать два типа подвижного состава. Один для русской колеи и постоянного тока, второй для европейской колеи и переменного тока.

Время в пути между основными станциям. Инфографика с официального сайта.
Время в пути между основными станциям. Инфографика с официального сайта.

Все остальные региональные маршруты также вызывают вопросы по востребованности. Спасением проекта Rail Baltica могли бы стать грузовые перевозки, но и тут много вопросов. Грузопотоки на железных дорогах Прибалтики сейчас ориентированы на доставку грузов из России и Белоруссии в собственные порты. Спроса на маршрут север-юг в Прибалтике нет.

По проекту расписания предполагается, что от двух до трех грузовых поездов с максимальной скоростью 120 км/ч смогут следовать по Rail Baltica каждый час. Допустимая нагрузка на ось составит 25 тонн, а допустима длина состава - до 1050 м. Для содействия развитию железнодорожных грузовых перевозок планируется построить три крупных мультимодальных терминала — в Саласпилсе, Мууге (Эстония) и Палемонасе (Литва).

Про сроки 2026-2056 даже упоминать не хочется. Тем не менее, Европейский союз делает всё правильно, стараясь максимально переориентировать экономику Прибалтики подальше от России. Инфраструктурные проекты подобного масштаба всегда считались лучшим способом мирно захватывать страны. Проект политический, но от него, прежде всего, выиграют жители Эстонии, Латвии и Литвы. Главное, постараться потратить как можно меньше своих денег.

Общая информация о Rail Baltica

— Самый крупный инфраструктурный проект Прибалтики за 100 лет.
— Срок строительства — 10 лет.
— Пассажирские и грузовые перевозки.
Общая протяженность 870 км.
— Европейская ширина колеи, 1435 мм.
— Электрификация переменным током 25 кВ.
Максимальная скорость — 249 км/ч для пассажирских и 120 км/ч для грузовых.
— 5 млрд евро инвестиций.
— Финансируется Евросоюзом и правительствами Эстонии, Латвии и Литвы.

Схема прохождения железной дороги.
Схема прохождения железной дороги.

Предварительное расписание поездов

Скоростные поезда (до 249 км/ч)

1) Таллин — Рига — Варшава, 4 пары у сутки, время в пути 6:30, 9 остановок.

2) Аэропорт Таллин Юлемисте — Вильнюс, 4 пары у сутки, время в пути 3:38, 6 остановок.

3) Вильнюс — Варшава, 6 пар у сутки, время в пути 3:52, 5 остановок.

4) Вильнюс — Каунас, 4 пары у сутки, время в пути 0:38, 2 остановки.

Региональные поезда (до 200 км/ч)

1) Аэропорт Таллин Юлемисте — Аэропорт Рига, 4 пары в сутки, время в пути 3:07, 24 остановки в пути.

2) Аэропорт Таллин Юлемисте — Пярну, 4 пары в сутки, время в пути 1:13, 12 остановок.

3) Салацгрива — Бауска, 4 пары в сутки, время в пути 1:48, 14 остановок.

4) Скулте — Бауска, 4 пары в сутки, время в пути 1:26, 13 остановок.

5) Рига — Марьямполе, 4 пары сутки, время в пути 3:04, 16 остановок.

6) Паневежис — Вильнюс, 8 пар в сутки, время в пути 1:30, 7 остановок.

7) Вильнюс — Белосток, 4 пары в сутки, время в пути 3:04, 23 остановки.

8) Вильнюс — Каунас, 4 пары в сутки, время в пути 58 минут, 4 остановки.

9) Рига — Аэропорт Рига (RIX), 8 пар в сутки, 11 минут.

Ночные поезда

1) Таллин Юлемисте (аэропорт) — Берлин, 1 поезд в день, время в пути 13:39, 19 остановок в пути.

2) Вильнюс — Берлин, 1 поезд в день, время в пути 10:30, 59 остановок в пути.

Видеоприложение

Электричка на участке Скулте — Рига. В этом месте железная дорога максимально близко подходит к морю и немного врезается в песчаные дюны Приморского парка. Предполагается, что в этом месте Rail Baltica пройдёт сильно южнее, примерно по прямой между Скулте и Саласпилсом.