В наши дни нам пронзительно не хватает неудовлетворённости души и ума. И это при относительной устроенности быта.
Доступность информации – удобнейшая вещь. Но если ты знаешь, что в любой момент можешь посмотреть, изучать уже не захочется, если это не жгучая потребность организма.
А «потребность организма» живёт не во многих. Гений проявляется в любых условиях, потому что он иначе жить не может. Но не каждый родится гением.
Всегда были «гении» и «толпа». Всегда были те, кто предвосхищал эпоху, и те, кто строил эту самую новую эпоху. Одну эпоху меняет на другую не гений. Толпа. Ни в коем случае не серая и не бездарная, но толпа.
Осталось мало не гениев, осталось мало развившихся талантов. Один гениальный человек без кучки талантливых не двигает мир, как ни печально это осознавать. Гений может изменить свой собственный мир, но гений, по стопам которого не идут таланты, общий мир не изменит.
Кажется, сам и виноват тогда. И тут мы упираемся в одну интересную вещь. Гениев никогда не признавали сразу. Вокруг них, бывало, сталпливалась кучка учеников, и то не всегда, но эпоха новая наступала уже после них, когда скрупулёзные потомки начинали изучать идеи гения и вставали в своих открытиях на его плечи.
Не гениев осталось мало, осталось мало развившихся талантов, точнее талантов, которым необходимо что-то делать. Я ещё отношусь к тем идеалистам, которые верят, что каждый человек в чём-то талантлив. Но я глубоко убеждена, что талант не стоит ничего, если человек не действует. Время и смена эпох производят эволюцию мирового сознания. Но только дело, творчество в глобальном смысле, познание позволяют отдельному человеку внутренне эволюционировать.
Что произошло сейчас и почему таланты перестали развиваться?
Вернёмся назад. На заре времён человек знал интуитивно, я думаю, немало, но это не было переработано в опыт, который можно использовать. Поэтому каждая крупица знания нарабатывалась самостоятельно. Более того – человеку нужно было учиться жить и выживать. А значит – изобретать оружие, возможность добывать огонь, ресурсы и прочее. А это тоже открытия, тоже творчество, тоже мысль и искра внутри человека. Гений придумал, как добыть огонь, таланты вокруг подхватили и учатся делать костры и поддерживать пламя. При этом появлялись гении в искусстве. Кто-то первый запел, и это привлекло других. Они тоже стали пробовать петь, потому что не было устройства, на котором можно было бы нажать кнопочку, и оно бы запело, а гений был не всегда рядом. Да и хочется же быть независимыми. Постепенно шло развитие цивилизаций. Благоустраивался быт. Но всё равно музыкантов нужно было нанимать живых, а лучше – уметь играть и самим.
Чтобы делать, надо изучать. Чтобы внутренне быть готовыми к открытию, нужно держать мозг в тонусе. Ведь мышцы тела без постоянных тренировок не прыгнут на нужную высоту. Так же и сознание, не будучи подготовленным, не поймёт, что за открытие прошмыгнуло мимо.
А что происходит? Последнее время у людей достаточно организованный быт – у кого-то больше удобств, у кого-то меньше, но, в общем, у нас есть магазины рядом с домом, есть транспорт, есть плиты, холодильники, компьютеры. Есть доступ, не скажу, что ко всей, – это иллюзия, – но очень ко многой информации. Есть возможность что-то быстро найти, прочитать, скопировать. Кажется – благодатный антураж для того, чтобы что-то изучать, находить, сочинять и придумывать. А почему-то получается в большинстве своём иначе. Средний обыватель, вырастая на всех этих удобствах, привыкает, что, в общем, без особых усилий всё и так будет. Можно найти «какую-нибудь» работу, будут «капать деньги», будет «налаженная жизнь». А что-то творить... Наверное, интересно и стоит попробовать. Только вот пробовать всё труднее и труднее без практики. Да и не так уж жизненно необходимо.
Пропали не гении, а действенный интерес к ним. Именно действенный. Сейчас люди любят сенсации, и любят смотреть на гениев. Но только на продукт их деятельности и только если он понятен. Привычка к налаженному быту отняла детскую увлечённость вопросом: «А как это устроено?» Получая готовый продукт в упаковке, люди не задумываются, откуда он берётся. Читая статью в интернете, люди не задумываются, на опыте скольких людей стоит то или иное мнение. Слушая музыку, люди не задумываются, как организованны звуки в конкретной записи и какую музыкальную мысль несут эти звуки. Они принимают и её, как готовый продукт из баночки. И свою музыку уже создать не могут. Нет ни знания, ни ощущения того, что она вообще создаётся, а не звучит сразу из колонок.
Гении есть. Но гений – всегда единица. Нет интереса идти за гением. Он даётся людям как «зрелище». А не проводник. И появляются «купцы» в музыке, живописи, науке. Люди с деловой жилкой, которые стремятся заработать побольше денег на том, что люди любят зрелища. Такие «купцы», или «антрепренёры» были всегда и даже могли делать благое дело для обеих сторон. Но раньше, чтобы купить на том же аукционе картину, нужно было прийти на этот аукцион. Теперь это необязательно. Теперь есть интернет-магазины, в которых вещь покупают, даже не подержав её в руках.
Парадоксально то, что «доступность» информации оказывается условной, потому что на поверхности мы видим совсем не глубинную информацию, а рекламы и анонсы. Раньше было принято публиковать не только факт открытия чего-то, но и описание этого открытия, его внутренней сути. И люди читали. Почему? Не все и не обо всём, конечно. Но читали и интересовались. И лезли в толстенные тома, чтобы что-то найти, какое-то подтверждение или опровержение тому, что было опубликовано. В зависимости от устремлений люди вслед за гениями пробовали тоже что-то делать. Или для устройства жизни, или, чтобы утолить душевную жажду. Даже честолюбие играло в некотором роде положительную роль. Люди, видя гения, старались пойти вслед за ним и оказаться не хуже. Сейчас описания процессов и внутренней сути открытий и новостей тоже существует и можно найти, но они не на поверхности. А на поверхности готовый продукт, чаще всего – оцифрованный.
Интернет и прочие удобства – замечательная вещь. Отказываться от них я не призываю. Самой станет неудобно: темп жизни другой. Компьютер и сеть необходимы: они помогают во многих прекрасных вещах. Можно дома записать песню, можно найти книжку, которой у тебя нет (и мне жаль, что до сих пор не любую), можно легко списаться с другими людьми, поболтать и обговорить рабочие моменты, можно быстро напечатать текст, а не долго писать его от руки, можно рассчитать какие-то вещи и посмотреть фильм. В любом случае – время вспять не повернуть и я не призываю. Но сквозь всё это удобство я прошу человечество, гениев, особенно рядом с которыми ещё есть активные таланты, попробовать найти неудобство, неустроенность души, которые не позволят сидеть на месте и покажут ещё миллионы нерешённых вопросов. Я прошу показать эти вопросы талантам. Не решать их для них сразу. Заинтересовать будет трудно. Человек первым делом попытается найти уже готовый ответ. Но, быть может, вам повезёт и на ваш вопрос действительно не будет ответа в сети и вообще в накопленном (сохранившемся) опыте человечества, и тогда один талант за другим попробуют отвлечься от привычной жизни и найти ответ самостоятельно.
Это идеалистический призыв, трудноисполнимый и, возможно, не очень понятный, но я глубоко убеждена, что спасать в нашу эпоху нужно именно не гениев: гений всегда будет хотеть чего-то и находить возможность это делать, – а массу людей, которая могла бы быть силой, рождающей новые эпохи, но потерялась в ощущении того, что, вроде, и так «всё изучено до нас». А что нужно, чтобы эта масса пробудилась?.. Пусть это будет первый нерешённый пока вопрос в череде тех, которые ещё предстоит поставить перед собой человечеству.
27-28 декабря 2018 года