11 июля 1302 года небо вблизи замка Куртре во Фландрии затмили сотни арбалетных стрел. Так началась странная битва, где с одной стороны были элитные войска Франции, умелые рыцари, закованные в броню и доспехи, а с другой – горожане, крестьяне и ремесленники мятежной Фландрии. Казалось, исход битвы предрешен.
Успех практически был в руках у французов, и командующий экспедиционным корпусом генерал-капитан Роберт II граф Артуа гордо возвышался над полем битвы, предчувствуя скорую победу. Чтобы эффектно завершить сражение, Артуа приказал пехоте отойти, освобождая проход для главных сил – закованных в серебряные латы, рыцарей. Не дождавшись, когда пехотинцы выйдут из боя, французские шевалье рванулись навстречу врагу, уже ощущая крушение неповоротливого и глупого противника.
Крестьяне против рыцарей
В итоге, дерзко вступившие в бой рыцари, смяли свою же пехоту, которая не успела отступить. Конница устремились вперед с такой скоростью, что казалось, на ополченцев надвигалась лавина из блистающих доспехов и шлемов. Гордые мятежники сомкнули ряды и выставили вперед копья.
Самый сильный удар пришелся по центру фламандского ополчения. Рыцари, как щепки, крушили неопытных вояк. Но наступление на правом фланге французов захлебывалось. Там оказались сотни волчьих ям и глубоких рвов, которые успели выкопать предприимчивые фламандцы. Рыцари тонули в грязи, а лошади ломали ноги.
Положение боевой французской элиты становилось крайне невыгодным. В этот момент фламандцы выдвинули запасной отряд, до этого тщательно скрытый в резерве. Прибытие свежих ополченцев переломило ход битвы. Вдохновленные призывами командиров, мятежники собрались силами и двинулись в контрнаступление. Никто этого от них не ожидал. Возможно, они и сами были удивлены успехом своих действий.
Французская конница, потеряв возможность маневра, завязла в рядах фламандцев, которые просто скидывали, закованную в броню, французскую знать в грязь, и убивали их уже на земле. Рыцари падали в рвы, а ошалевшие от крови, ополченцы молотили повергнутых врагов, чем придется.
Так сложил голову Роберт II граф Артуа, командующий армии Филиппа Красивого. Его конь споткнулся, налетел на колья и упал в грязную жижу, стянув за собой седока. Фламандцы буквально изрешетили его тело копьями. Это был трагичный финал битвы.
С чего началась заваруха
А все началось с того, что французский король Филипп IV захватил Фландрию и назначил своего наместника. Последний, не стал церемониться с местными бюргерами и установил собственные порядки, сильно подняв налоги. Последовали волнения среди горожан и вспыхнуло восстание в Брюгге, к которому вскоре присоединились практически все города Фландрии, кроме Гента. Подавить мятеж требовалось быстро и жестко.
Отряд численностью 800 человек подошел к стенам Брюгге 17 мая 1302 года. Горожане покладисто открыли ворота и впустили отряд во главе с наместником в город, но ночью внезапно атаковали французов. В Брюгской заутрени, как позже назвали эту резню, сотни французских солдат погибли от кинжалов и копий, а сам бывший наместник с частью гарнизона бежал в крепость Куртре. 26 июня 1302 года армия из 8 тысяч повстанцев, недовольных политикой Филиппа Красивого, подошла к стенам замка и начала осаду.
На помощь осажденным в замке, французский король направил отряд численностью примерно 11 000 человек (около 3000 рыцарей вместе с оруженосцами и 8000 человек пехоты). Командующим армией был назначен Роберт II граф Артуа. Французы двинулись на помощь осажденному гарнизону, и 8 июля встали лагерем в районе Куртре, где через три дня последовало сражение, позже получившее название Битвы золотых шпор.
Золотые шпоры убитых рыцарей
Название было дано битве из-за трофеев, которые получили фламандцы. Количество шпор, снятых с побежденных рыцарей и переданных в собор Куртре, составило порядка семисот штук. И торжество победителей было не напрасно, ведь защитное снаряжение вчерашних торговцев и ремесленников составляли стеганные куртки и кольчуги, а вооружение – обычные копья и годендаги - короткие копья с острым наконечником, имеющими много граней.
Таким оружием было удобно атаковать в шею, в незащищенное латами место. Пораженный, после такого удара рыцарь, склонял голову, как бы приветствуя противника. Отсюда и название оружия - годендаг, что в переводе означает «добрый день».
Понимая, что кавалерия самая мощная сила французов, фламандцы в первую очередь поражали лошадей противника, а потом уже атаковали упавших всадников. У рыцарей не оставалось шансов сохранить жизнь, так как пленных фламандские горожане не брали.
Это было беспрецедентно. Никогда раньше рыцари не истреблялись на поле боя. Их брали в плен, а затем семьи выплачивали выкуп за освобождение. В битве у Куртре произошло небывалое: погиб весь цвет французского рыцарства.
Победа в битве сильно вдохновила жителей мятежных городов Фландрии. Но радость их была недолгой. Повстанцы впоследствии потерпели ряд поражений, и были вынуждены пойти на заключение мирного договора. В соответствии с условиями соглашения, Фландрия вошла в состав Франции.
Несмотря на дальнейшие неудачи в войне, победа в Битве золотых шпор показала роль пехоты и ее возможности перед, казалось бы, непобедимой элитой. К тому же, старая военная мудрость о том, что нельзя недооценивать противника, полностью подтвердилась в этом сражении.