Найти тему

Пугающее слово "нормально" или Может ли похвала сгубить истинное желание?

Меня настораживают бесконечные и так модные сейчас советы на тему того, как можно и нельзя хвалить ребёнка. Рассуждения о том, что человек впадёт в зависимость от похвалы и дело, которым он занимался, будет восприниматься им только как способ получить эту самую похвалу.
Хочу сразу сделать страшное признание: меня очень и очень интересуют реакции людей на мою работу. Я публичный человек и не вижу смысла отдавать своё творчество людям, не получая на него отклика. Работая для себя, всё же, я работаю для человека, для зрителя. И его отклик – это отдача. Может хватить атмосферы в зале, но всегда приятнее, когда тебя подошли поблагодарить, сказать пару тёплых слов.
Является ли это зависимостью? Возможно. Но почему она не мешает мне творить? Причём, я даже могу делать что-то «в стол» – писать, фиксировать какие-то идеи, наполнять свой багаж.
Оглядываясь назад и смотря вокруг, я понимаю, что зависимость моя скорее не от «похвалы» – т.е. позитивной реакции, а реакции в целом. Самое страшное, мне кажется, для любого творца – равнодушие публики. Пугающие слова «неплохо», «нормально». Намного ценнее, когда человек с пеной у рта доказывает, как ужасно твоё прочтение материала, чем лёгкое пожатие плечами, спокойное принятие. Если не было всплеска, не «щёлкнуло» – зачем это вообще нужно?

Вспоминая детство, я так же вижу, что зависимость от суждений у меня не всегда была прямой. Т.е., если, допустим, меня хвалил не очень важный человек, но, к примеру, педагог, я чаще всего уходила в самокопание, находила в работе ошибки и прочее. А вот слыша замечания, часто наоборот утверждалась в своей правоте. Это был подростковый максимализм, который перерос позже, как я очень надеюсь, в некое критическое восприятие того, что говорят окружающие.
А существуют люди, мнение которых априори рассматривается внимательно и замечания принимаются для тщательнейшей переработки. Не скрою: получив недавно на свою идею желаемого внешнего решения пьесы от любимого мастера одобрительный кивок и заинтересованные глаза, я была очень довольна. И, да, у меня есть потребность делиться своими идеями или рассказывать, что у меня и где получилось, и видеть на это отклик. Но только, почему-то, при этом я имею опыт работы в таких условиях, когда весь груз проекта лежит на тебе, поддержка от артистов по нулям, «старшего» нет не только в самом проекте, но и рядом, на горизонте, и лишь вдали где-то там мелькает возможная благодарность зрителя. Которой, может быть, и не будет: по крайне мере, ты о ней пока не думаешь. И надо это все, по сути, только тебе. И идёшь, пробиваешься, работаешь, творишь. Зачем? А потому что жить иначе не можешь.

Вот мы и подошли к основной моей мысли. Меня очень смущают разговоры о том, как «можно» что-то делать, чтобы «не спугнуть», «не сбить настрой», «не подменить цель», потому что я свято верю: «своё» (по-настоящему своё) дело тянет всегда, вне зависимости от внешних обстоятельств. Да, и ребёнка тоже. У меня было «моё» дело, судя по семейным легендам, с двух лет. Так вот. Если внутри свербит, если горишь, если тянет – выдержишь любые похвалы, не сломают они тебя, могут развить «звёздную болезнь» немножко, но это лишь от свойственной творческим людям неуверенности в себе. И, кстати, если внутри свербит, если зовёт и рождается – критика, даже очень жёсткая, даже от важных людей, тоже не сломает. Проверено на практике. Можешь сколько угодно верить, что всё плохо, но душа тебя не отпустит. Ты всё равно будешь делать ещё и ещё, и биться, и вставать, и идти.
Вопрос в другом. Почему-то не все люди ощущают горение, не все слышат зов. Это беда. Но с похвалой она не связана. И корни её в другом. В чём? Пока не знаю. Хотя признаю, что обществу очень нужен ответ на этот вопрос.

P.S. Пока писала, нашла ещё одну интересную вещь: да, привычка к оценочным суждениям со стороны важных «старших» становится неким камертоном. И это тоже не всегда плохо. Если бы сейчас камертон не сработал, я бы записала, возможно, просто бессвязный поток сознания, но мысль об одном человеке (обратите внимание, который даже, возможно, никогда не прочитает эту статью) невольно напомнила о том, что в любой писанине должна быть хотя бы маломальская стройность драматургии, и заставила взять себя в руки.

14 марта 2019 года

P.P.S. Первый раз пробую публиковаться на данной платформе, буду рада откликам.