Сегодня поговорим про новый инструмент — FIRO-B, который используют для развития лидерства, для руководителей высокого уровня. При этом на российском рынке он не очень известен.
Это инструмент с очень интересной историей. Появился он в Америке благодаря армии США: было необходимо собрать людей на подводной лодке — закрытом пространстве — так, чтобы между людьми долгое время сохранялись комфортные отношения.
FIRO-B — Fundamental Interpersonal Relationship Orientation Behavior.
Этот инструмент про наши потребности в коммуникации, про то, что каждому из нас в общении надо.
Inclusion / Control / Affection
Представьте себе человека на необитаемом острове. Он один. Ему тяжело, ему не хватает общения. И вот — он видит корабль. Как вам кажется, какая потребность возникнет у человека первым делом? Инструмент говорит нам, что наша первая и базовая потребность — в inclusion (от анг. включение) — в потребности быть включенным в общество людей. Я не хочу больше быть на острове — возьмите меня с собой.
Хорошо — взяли. Попал он на корабль. Что дальше за потребность возникает у человека? Инструмент говорит, что следующая потребность — в control (от анг. контроль). Нужно понять, какие у кого роли, кто за что отвечает, кто контролирует ситуацию, кто здесь командир, как взаимодействовать с командой и так далее.
Следующая потребность — потребность в affection (с англ. любовь, привязанность). Это потребность в выстраивании близких отношений с другими людьми.
Любой из вас может пройти опросник FIRO-B, получить результаты и рекомендации.
Также в инструменте говорится о двух линзах. Первая называется “express”. Это про то, что человек показывает, насколько он вовлечён в отношения с другими, насколько контролирует отношения и степень необходимости близких отношений. Вторая линза про самое интересное — закрытую сторону. Называется — "wanted". Это про то, чего я хочу в отношениях от других?
Если вы пройдёте опросник — вы получите результат. Я поделюсь с вами своим профилем — и мы его проанализируем.
В каждой шкале I, C, A оценка от 0 до 9.
Оценки 0, 1, 2 — это низкий уровень потребности.
Оценки 2, 4, 5 и 6 — средний уровень потребности.
Оценки 7, 8, 9 — высокая потребность.
Если говорить про inclusion — оценки средние. Это говорит о том, что человек хочет быть включён в отношения, и в принципе так и есть. На его странице на фейсбук вы увидите, что у него много друзей, всё время расписано, много встреч с клиентами, друзьями и проч.
Если здесь оценка 8 или 9 — этот человек-социальное животное. Это когда мир вокруг — постоянная включённость в отношения с другими, постоянные встречи, тусовки и т.д.
Есть люди, у которых 1 или 0. Это не значит, что им совсем никого не нужно — просто у них нет потребности общаться с кучей людей.
Вторая шкала — control. Контролировать — значит, задавать роли, кто что в отношениях делает, задавать правила отношений.
У меня express 9. Это значит, что отношения, в которые я вступаю, мне удобнее контролировать. А вот wanted 1. Я не хочу, чтобы люди, с которыми я вступаю в отношения, меня контролировали.
Affection шкала очень интересная. Если inclusion про широту отношений, то affection про их глубину. У меня совсем мало людей, которых я включаю в свой близкий круг. У меня нет потребности делиться своей личной жизнью с широким кругом. Но есть и другие люди. Например, у меня был босс с affection 9 в express и 8 в wanted. Первые полчаса планёрки он рассказывал, что происходило с его роднёй на выходных. От меня он ждал что я тоже буду рассказывать такие подробности, но у меня не было в этом потребности.
И тут начинается: я тебя пригласил на день рождения, а ты меня нет, я с тобой делюсь, а ты мне не рассказываешь, ты меня не ценишь и не любишь и т.д.
Но это не про ценишь любишь — а про разные потребности. Если ты эти потребности учитываешь и не пытаешься человека поломать — становится намного проще общаться в комфорте.
Можно также посмотреть суммы express оценок и wanted оценок. В идеале это должны быть соразмерные суммы по количеству. У меня, например, 4+9+1=14, 5+1+2=8. Это говорит про то, что человек поведенчески более социальный и более общительный, чем потребность, которая у него есть. То есть внутри у него нет желания столько общаться в силу каких-то причин. Бывает наверху, например, 7 а внизу 24. Это когда я показываю невысокую вовлечённость, но хочу чтобы со мной делились, общались, приглашали.
Стресс
Теория говорит, что, когда мы попадаем в стресс, наша самая высокая потребность начинает доминировать. Вот у меня контроль — 10 (express 9 + wanted 1).
Например, очень общительный человек в стрессе начинает всем звонить, бежать к людям и рассказывать о своих проблемах. Если affection преобладает, то не просто рассказывать — а сливать все внутренние проблемы.
Но если стресс не останавливается, а продолжает расти — начинает доминировать самая слабая потребность.
Какой вы?
Пройдя опросник FIRO-B вы получаете отчёт, который позволяет увидеть, какой вы руководитель, какие у вас сильные стороны, какие сложности, какой лидерский стиль, что можно делать, чтобы быть эффективнее как руководитель, как выстраивать более качественные отношения.
И в целом инструмент позволяет посмотреть на себя получше, поглубже, по-другому, через другую линзу.
__________________________________________________________________________________________
Бесплатные и платные материалы, инструменты в моём магазине:
Больше информации обо мне:
Соцсети: