Доброго всем!
Не так давно я писал на канале статью про стуки в поезде, которые при неровности колесных пар происходит. Так вот в комментариях пошел разговор про стыки, про тепловые зазоры и бесстыковые рельсы.
Накануне ухода в отпуск, мне удалось сфотографировать один рельсовый стык. Вы его видите в самом верху. Чем же он так необычен? На фотографии видна выработка на рельсовой накладке.
Два рельса соединяются в одну нитку с помощью накладок, прикрученных болтами с обоих сторон. Так вот, эти два рельса и накладка между ними проработали в едином комплекте столько времени, что мы видим ступенчатую выработку на накладке. Это и есть след от расширения и сужения рельсов под воздействием изменения температуры.
Мы же с вами физику помним, школьный курс. Что при нагреве металл расширяется, а при остывании сужается. Рельсы лежат под открытым небом, их греет солнце, студят морозы. Даже проходящий поезд воздействует на рельс.
Если зазоров не будет, то летом. когда станет очень жарко, рельсы будут давить друг на друга и со временем выдавят рельс, а это уже может привести к серьезным последствиям. Поэтому между отдельными рельсами делают зазоры, которые создают мерное постукивание колесных пар поезда.
А если сделать зазоры больше? Тогда колесные пары будут биться о края стыков, и на них будут оставаться следы, выщербины. А зимой, когда металл рельсов сужается, зазоры станут еще больше или рельсовую нить порвет.
Поэтому зазоры оставляют определенного размера. Видите на фото медный соединитель, такой пучок проволочек? Сейчас он свободен, провисает, а когда рельсы совсем сожмутся на морозе, он станет натянут как струна.
Может быть там, на диком западе, можно и вообще обойтись без зазоров. А у нас разница в температуре между днем и ночью, внутри суток, доходит до двадцати градусов. А между максимумом лета и зимы составляет около восьмидесяти градусов. Вот и судите сами, какие выбросы и сжатия происходят с рельсами.
Составитель поездов в своей работе должен обращать внимание на стыки. Особенно летом, и если обнаружил несколько "слепых" стыков с подряд, должен доложить об этом маневровому диспетчеру, оформить замечание. Раньше, давно, за такие находки премии давали.
Но, жизнь странная штука и законы равновесия ни кто не отменял, а значит, если у кого то деньги появились, значит, у кото то другого они исчезли. Я не передаю таких замечаний. Сейчас можно сразу позвонить мастеру пути и подсказать напрямую, сотовая связь в помощь. А премию, нам она все равно не светит, а так хоть у пацанов не заберут.
Ваш В.В.
P.S. Не забудьте подписаться на канал, впереди еще много интересного!
И постарайтесь не материться в комментариях.