Найти в Дзене
N + 1

Эстетика цифрового мира

Оглавление

Технологическая цифровая среда создает свое измерение этически, морально и нравственно приемлемого и, напротив, недопустимого — в том числе, за счет того, что этой средой манипулирует человек. Но раз сеть — это не просто метафора, но и наша относительно новая вещественная реальность, она должна описываться и какими-то эстетическим категориями. Быть красивой или безобразной, изящной или громоздкой, цельной или дисперсной. Однако в таких терминах о сети, онлайн практиках, цифровых пространствах и сервисах говорят не так часто. Поэтому мы попросили экспертов — философа, дизайнера и специалиста по сетевым коммуникациям — наконец ответить на вопрос: «что же случилось с эстетикой с приходом цифровых технологий?».

Елена Петровская, руководитель сектора эстетики ИФ РАН, редактор журнала «Синий диван»

Абрахам Янсенс. «Аллегория четырех стихий». Первая половина XVII в. 

Kunsthaus Lempertz
Абрахам Янсенс. «Аллегория четырех стихий». Первая половина XVII в. Kunsthaus Lempertz

Разговор о «новом эстетическом» стоит начать с вопроса: а что мы вообще понимаем под эстетическими категориями? Прежде всего, следует сказать, что от эстетики остается только ее предикат, а именно определение «чувственный». Если мы сегодня говорим о чем-тов терминах эстетики, то фактически фиксируем наличие чувственного измерения того мира, который нас окружает и на нас воздействует. И больше ничего. Эстетики в ее дисциплинарном виде — той, что связана с философией искусства, с формальными теориями XIX века и даже безóбразными теориями, появляющимися в XX веке, — уже не существует. Мы живем в условиях другого понимания современности, как и мира в целом.

Итак, какие же могут быть эстетические категории в этом насквозь технологизированном мире? Я бы предложила обратить внимание на неочевидное — на те категории, которые трудно воспринять как эстетические, даже в обновленном смысле.

Во-первых, можно говорить о стихиях — древнем понятии, доставшемся нам в наследство от досократиков, описывавших мир посредством того или иного «элемента» (вода, воздух, огонь и т. д.). Стихия — это иной тип отношений, отличный от тех, что определяются причинно-следственнымисвязями. Мир, который нас сегодня окружает — например, построенный с участием или при посредстве нейросетей, — это совокупность иных, нелинейных, отношений внутри различных сред. И мы являемся их неотъемлемой частью.

Во-вторых, можно говорить о категории «действие/поступок». Этот ряд можно дополнить еще и понятием «сила». Вероятно, на новом витке имеет смысл аккуратно вернуться к Спинозе, который описывает мир в терминах аффектов, имея в виду действие тел друг на друга. Действие (воздействие) — претерпевание воздействия — такова альтернативная логика описания мира. Мира, обладающего некоей общей психической материей, которая не локализована в субъекте. Или, наоборот, лишенного психической материи вообще. Приоритетное значение имеет здесь другое: сегодня схема «субъект — объект» уже совершенно не описывает нашу ситуацию. Между тем именно эта схема обслуживает дисциплину «эстетика»: на ней, например, держится идея эстетического созерцания…

В-третьих, еще одной важной категорией, требующей разработки, выступает «динамический знак». Если для описания современного мира мы захотим использовать некие семиотические и лингвистические модели, то они должны быть адаптированы к изменившейся среде. И тогда релевантной оказывается семиотика в духе Пирса, если взять один, но выразительный пример. Это такая семиотика, в которой нет бинарных оппозиций, и которая не предъявляет нам нечто в завершенном или ставшем виде. А вся философия представления и вся традиционная семиотика имеет дело именно со ставшим миром, а не с таким, который захвачен становлением.

Получается, что говорить об эстетике как таковой довольно трудно, и, тем не менее, нельзя не считаться с некоторым современным положением вещей. Мы должны найти категории, помогающие его ухватывать, и при этом научиться понимать, какую роль играет человек — что бы мы ни вкладывали в данное понятие — в этом новом динамическом раскладе. 

Олег Пащенко, Школа дизайна НИУ ВШЭ, преподаватель курса «Цифровой дизайн»

Джордж Вашингтон. «Номады в пустыне». XIX в.
Fine Art America
Джордж Вашингтон. «Номады в пустыне». XIX в. Fine Art America

На вопрос о том, как изменились категории «эстетического» с приходом цифровых технологий, можно отвечать по-разному в зависимости от того, с какой точки смотрит отвечающий, и какой он оптикой в связи с этим пользуется. А моя профессия предусматривает широкий диапазон оптик.

Например, можно много говорить о богатстве пластических возможностей, которые доступны тому, кто сейчас работает в цифровой среде с визуальным. Но это будут скорее количественные наблюдения. Аппаратные средства дешевеют и делаются мощнее, высококачественный контент становится доступнее, для его отображения теперь достаточно носимых в кармане устройств индивидуального пользования и т. д. Можно также заметить, что потребление «эстетически прекрасного» сделалось частью профанной (и даже интимной) повседневности: теперь для этого не нужно проникать в сакральное пространство какого-нибудь музея — всё у нас на ладони в любой момент.

Возможна и другая оптика. Кажется, что, когда мы говорим о вторжении цифровых технологий, то прежде всего следует иметь в виду возникновение совершенно новых социальных и экзистенциальных сценариев и протоколов, меняющих структуру повседневности качественным образом. То есть появление качественно новой динамики отношений между людьми, институциями, устройствами и иными акторами. И, конечно, здесь тоже легко регистрируется «эстетически прекрасное», но по критериям уже, так сказать, нарратологическим. Становятся в нашей жизни возможны — и действительно происходят — «эстетически прекрасные» истории, которые ранее были невозможны и даже немыслимы.

Это во многом упраздняет культурную, социальную, экзистенциальную встроенность человека в иерархические системы, которые сформировались в доцифровые времена. Можно сказать, изменился способ, которым носители культуры её носят: если раньше это была торжественная процессия, сопровождающая драгоценный ковчежец со святыней, то теперь святыня распределена по карманам хаотически роящихся бродяг, и никто не знает, у кого там что есть. Тем более, что между ними происходит постоянный обмен — и скорее игровой, чем обусловленный целесообразностью. Тем не менее, все более или менее знают, что у всей совокупности носителей в сумме выходит вся совокупность культурных ценностей.

Письменная и материальная культура возможна только у оседлых народов, зато цифровые кочевники (кого бы мы этим словом ни называли) могут хранить всё в облаке — хотя технологии и девайсы для доступа к нему разрабатывают и производят всё равно оседлые. Господь благоволит бесприютным кочевникам и младшим братьям (Авелю, евреям, блудному сыну), а не земледельцам и градостроителям (не Каину, не египтянам, не старшему брату блудного сына). Почему?

Потому, что младшие и номады не привязаны к камням и территориям. Наверное, можно говорить, что оседлость — это диалектическая антитеза кочевой жизни, изгнанию и бесприютности как первичному состоянию человека. А современный цифровой мир — это, в свою очередь, синтез, диалектическое снятие этой оппозиции. Оседлость — «в облаке», отечество — на небесах, при физической оторванности от реальных границ, камней и территорий.

С некоторой натяжкой можно найти подтверждение этих интуиций в «плоском», минималистичном, избавленном от миметизма дизайне современных пользовательских интерфейсов. Скевоморфизм маркирует привязанность к материальному, к вещам — а цифровой номад не нуждается в таких якорях, он смотрит сквозь вещи. Живёт не вещами, а сюжетами, историями, событиями и их последовательностями. То есть, в конечном счёте, динамикой отношений — а не кодифицированными императивами.

Главное, чтобы батарейка не села, и трафик не кончился. 

Залина Маршенкулова, smm-консультант, исполнительный директор ИД «Мамихлапинатана»

Чарльз Алан Гилберт. «Все суета». 1892
Wikimedia Commons
Чарльз Алан Гилберт. «Все суета». 1892 Wikimedia Commons

Ну, что такое «эстетически безобразное» в современном цифровом мире, сети? Например, воровство постов, с которым ничего нельзя сделать. В условиях новой сетевой реальности короткая форма постов и твитов не должна обесцениваться. Наоборот — часто литературная и терапевтическая ценность этого короткого интернет-жанра гораздо выше, чем у какого-нибудь рассказа или огромного романа (на которые у людей все меньше времени — все-таки у читателя есть только 6 секунд на каждый заголовок).

Многочисленные паблики типа MDK зарабатывают тем, что агрегируют чужие шутки, картинки и прочий креатив и часто транслируют эстетически безобразные ценности (шутят про жертв изнасилования, например, или терактов). Оценивать этот контент с точки зрения морали не всегда верно: это же пространство, где царят постправда и пост-ирония. А вот эстетически безобразна тут, возможно, именно философия беспринципности, часто транслируемая в сети (MDK расшифровывается как «мудак»). И форма подачи. Бывает остроумная и красивая подача, а бывает топорная и глупая.

С другой стороны — любая будничная заметка превращается в народное творчество, когда ты выходишь в сеть ВКонтакте и видишь, что твой твитуже во всех миллионных пабликах. У меня было много похожих случаев, один из них таков: мы познакомились с парнем, стали встречаться и тут он присылает мне картинку с мемом (автор которого — я), круг замкнулся. Также было забавно, когда куча друзей присылали мне из пабликов той же сети шутку, предварительно сворованную кем-то в Twitter. Это было ставшее мемом выражение «родился, немножко потерпел и умер» (была и другая интерпретация: «родился, немножко потерпел Путина и умер»)

А что такое «эстетически прекрасное» в сети? Эстетически прекрасное это, например, мемы. Они рождаются из ничего и вырастают в целую вселенную, а то и в философию. Мемы — это уже код, шифр, целый язык, с помощью которого можно опознать своих, своеобразный пароль. Так что когда новички приходят, скажем, в злобный и стебный Twitter, они какое-то время не понимают, что происходит: все шутят про какого-то сына маминой подруги или обыгрывают мем «давай посчитаем». Также принято публиковать на этой платформе чьи-то цитаты без кавычек, а читатели ведь могут и не понять, что это не ваше авторское высказывание, а некий легкий стеб над тем, что вы цитируете (те, кто угадывают источник цитаты, соответственно, превращаются в «супер-своих»). Мемы в каком-то смысле действительно порождают целую новую систему общения, свою вселенную, жаргон и смыслы.

Также к эстетически прекрасному можно, наверное, отнести фильтры в Instagram, где создается новая «красивая» реальность. Или культура сэлфи — тоже про «прекрасное», как кажется. Селфи это вообще такой фундаментальный способ взаимодействия с миром, способ самоутверждения, попытка убеждения самого себя: да, я существую. Мы пролистываем посты в Instagram и видим: у кого-то весьма красивая жизнь. А в соцсети Twitter человек при этом пишет, насколько его существование ужасно. Говорят, существует негласный кодекс: в Twitter нельзя писать о том, как ты всем доволен и счастлив, это сеть для правды, злости и самобичевания. Facebook в этом смысле тоже скорее инструмент создания несуществующей (или не совсем правдивой) красивой реальности, в которой все классные и популярные.

***

Выходит, что бесконечно расширяющаяся вселенная цифровых технологий и взаимодействий порождает умножение эстетических представлений. И они больше не упираются в оппозицию «прекрасное»-«безобразное». Однако по-прежнему воспроизводят наше отношение к онлайн режимам существования — текучим, конкурирующим с офлайн реальностью, порождающим новые типы поведения, стили жизни, методы их регламентации и понимания. Так бывает: человек создает нечто ранее не бывшее, обладающее логической стройностью, но видит в результатах труда лишь свое отражение. А это придает творимой реальности цифры элегантную незавершенность и даже несовершенство. Разного рода недостаточность цифры, уязвимости пользования ею, безусловно, имеют эстетическое измерение. Но наблюдение за ними выводит нас — снова — на разговор об этическом.