Найти в Дзене
CoMagic

Зачем интернет-маркетологу предиктивная аналитика?

Оглавление

Анастасия Скороходова, автор блога CoMagic
Анастасия Скороходова, автор блога CoMagic

Вы собираете данные, проводите аналитику и принимаете решения на ее основе. И это отличное начало, но как получить из данных еще больше пользы? Предвидеть будущие события, а не только анализировать прошлые позволяет предиктивная аналитика.

-2

Предиктивная аналитика (от англ. predictive analytics — предсказательная аналитика) — методология анализа данных, используемая для прогнозирования будущих событий.

Ким Мурашов, CMO & Co-founder LoyaltyLab
Маркетинг сегодня персонализирован, контекстуален и динамичен. Все чаще его цель не привлечение клиентов, а понимание каждого конкретного пользователя на уровне его желаний и контекста потребления.
Предиктивная аналитика в данном случае как раз помогает предугадать тот самый контекст потребностей и желаний клиентов и определить лучший способ доставки информации через физические и цифровые точки соприкосновения, выстроив при этом уникальный персонализированный подход.
В основе предиктивной аналитики лежит технология искусственного интеллекта. Она позволяет анализировать огромный массив данных и за секунды строить на их основе прогностические модели. С помощью прогнозной аналитики проводят оптимизацию цен, планируют закупки, разрабатывают новые продукты, предотвращают отток клиентов и образование задолженностей.
-3

Представьте мир, в котором производители знают, кто вы и чего хотите, и могут через удобные вам каналы коммуникации предоставить тот продукт, который наилучшим образом и незаметно удовлетворит ваши запросы. Так вот сейчас мы живем именно в таком мире.

Максим Цуканов, руководитель направления клиентской аналитики и CRM, SAS Россия/СНГ
Британская энергетическая компания ScottishPower с помощью предиктивной аналитики оценивает риски неоплаты счетов по всей клиентской базе, а это около 5 млн человек. Данные о рисках, полученные заранее, позволяют отделу маркетинга более продуктивно работать с клиентами, которые могут просрочить платеж: понять причины их неплатежеспособности, предложить варианты решения и тем самым, возможно, избежать оттока.
Еще один пример из этой компании: зная заранее, какого числа клиент оплачивает счет, компания присылает напоминание непосредственно перед этой датой. Так сокращается количество ненужных писем, повышается лояльность клиента и экономятся деньги на отправку.
-4

А как насчет интернет-маркетинга? Мы пообщались с экспертами в области предиктивного анализа и выяснили, зачем предиктивная аналитика интернет-маркетологу.

Привлекать больше клиентов

Привлекать клиентов все сложнее — перед нами огромный выбор интернет-магазинов и сервисов. В борьбе за лиды выигрывают те компании, которые могут предложить своей аудитории индивидуальный подход и реальную выгоду. Как узнать, что заинтересует того или иного клиента?

На основе накопленных данных о покупателях клиентская база делится на сегменты в зависимости от предпочтений, поведения, социально-демографических параметров и финансовых возможностей. Исторические данные позволяют построить предиктивную модель и сделать максимально точный прогноз: заинтересует ваше предложение конкретного клиента или нет.

Приоритизация лидов по степени их готовности к сделке называется lead scoring — квалификация лидов. Отличный пример использования скоринговых моделей — оценка платежеспособности клиента, применяемая в банках. Прогноз строится на исторических данных, поэтому, если вы по каким-либо характеристикам (частая смена работы например) похожи на тех, кто частенько берет кредиты, забывая возвращать, вероятность отказа достаточно высока.

Определив потенциал лидов к конвертации и разделив их на сегменты, можно сделать выбранной группе клиентов точечное, и главное, наиболее релевантное для них предложение.

Максим Цуканов, руководитель направления клиентской аналитики и CRM, SAS Россия/СНГ
Наша практика показывает, что с предиктивной клиентской аналитикой отклик на целевые маркетинговые предложения намного выше. В компаниях появляется инкрементальный оборот, растет маржинальность. Так, например, это сделали «Азбука Вкуса» и сети «Пятерочка» и «Перекресток», входящие в X5 Retail. С помощью предиктивной аналитики они прогнозируют отклик на маркетинговые предложения и запускают новые рекламные кампании. Сегментируя потенциальных покупателей по их готовности к сделке, можно правильно таргетировать маркетинговые сообщения посредством контекстной, баннерной, таргетированной рекламы. Это позволит увеличить конверсию рекламных мероприятий и привлечь больше клиентов.

2. Улучшать клиентский опыт

Предиктивная аналитика помогает не только привлекать новых клиентов, но и улучшать клиентский опыт уже существующих с помощью персональных рекомендаций. Для этого используется метод кластеризации.

Дмитрий Зеленко, коммерческий директор «Ланит Омни»  
Раньше в маркетинге было принято сегментировать клиентов по демографическим, социальным и географическим признакам. Например, «мужчины до 55», «женщины 35+» и т.д. В основном это механическая процедура. Кластеризация же — это статистический метод. Он объединяет покупателей в группы по особым критериям — наиболее значимым параметрам потребительского поведения покупателей. С помощью кластеризации увеличивается точность персональных предложений, построенных на основе данных именно этой группы.
-5

Как метод кластеризации работает на практике? Сначала строятся сообщества товаров, которые часто покупают вместе. Вот как это выглядит на примере анализа продаж в сети магазинов LEGO:

-6

Затем сообщества товаров связываются с кластерами покупателей. В результате мы имеем прогноз: какой товар, с какой долей вероятности, каким кластерам покупателей можно предлагать.

-7

Простейший пример использования кластеризации: составление на сайте рекомендаций «с этим товаром покупают».

Кейс от компании «Ланит Омни»: от пилота — к продуктивной эксплуатации

Перед внедрением системы предиктивной аналитики мы всегда предлагаем нашим клиентам провести пилот, чтобы убедиться в работоспособности методов предиктивной аналитики в конкретном сегменте рынка. Для оценки успешности проекта ювелирной компании «Адамас» мы сравнивали отклик, то есть факт совершения покупки, в пилотной и контрольной группах покупателей.

После подготовительного этапа мы провели шесть флайтов рассылок персональных сообщений одновременно с общефедеральными рассылками. Результат: отклик в пилотной группе почти в полтора раза (на 46%) выше, чем в контрольной группе участников, получавших общее сообщение. В целом за период проекта по пилотной группе было получено дополнительной выручки 5,3%. А дополнительная выручка по магазинам пилотной группы составила 2,05%.

После успешного пилотного проекта руководство компании решило запустить систему предиктивной аналитики в эксплуатацию. Стоит отметить, что постоянное использование сервиса показывает даже лучшие результаты, чем были в пилоте. И это логично: работая с аудиторией торговой сети в регулярном режиме, мы с каждым разом все лучше понимаем ее особенности. Это позволяет нам давать значительно более точные рекомендации и увеличивать показатели. Директор по маркетингу компании «Адамас» Григорий Шанаев приводит следующие данные: отклик на персональные сообщения превышает отклик на общие рекламные сообщения на 210%.

За счет использования машинного обучения предиктивная аналитика позволяет классифицировать базу клиентов на основе любого количества переменных. С помощью этих данных вы получаете на порядок больше возможностей для кросс-сейла и апсейла, улучшая тем самым клиентский опыт и увеличивая прибыль компании.

Ким Мурашов, CMO & Co-founder LoyaltyLab
Как использовать предиктивную аналитику в ритейле? Для каждого покупателя мы предсказываем дату и время его следующего визита, что позволяет провести персонализированную коммуникацию в нужный момент. Мы даем клиенту персональные рекомендации на основании предсказания его следующего чека, что делает рекомендацию максимально релевантной.
На практике это выглядит следующим образом: во вторник в 17:00 клиент Валерий запланировал пойти за покупками и купить курицу, молоко и баклажаны. С помощью LoyaltyLab ритейлер может отправить ему сообщение о том, что отличным дополнением к его покупкам станут твердый сыр и оливковое масло, на которое Валерию дается персональная скидка. Эти товары — именно те, которые в потребительских паттернах Валерия с наибольшей вероятностью будут куплены в дополнение к уже запланированной корзине. Еще большую релевантность коммуникации обеспечит тот факт, что сообщение Валерий получит в 16:00 — ровно в тот момент, когда будет задумываться о походе в магазин.

3. Прогнозировать эффективность рекламы

С помощью сквозной аналитики вы можете анализировать эффективность каждого рекламного канала, а с помощью предиктивной аналитики сможете ее прогнозировать. Если вы знаете, какую отдачу принесет то или иное рекламное мероприятие, вам будет проще планировать бюджет, отключать неэффективные рекламные каналы или кампании и запускать новые.

Предиктивная аналитика определит тенденции ваших клиентов в отношении соцсетей, email-рассылок, мессенджеров, офлайн-мероприятий и т. д. Это позволит спрогнозировать отдачу от каждого рекламного канала и построить сильную омниканальную стратегию.

-8

Итак, если вы хотите выбирать лучшие рекламные каналы, привлекать больше клиентов и улучшать их клиентский опыт, вам не обойтись без предиктивной аналитики.

С чего начать?

С формулировки конкретных целей и выбора платформы. Сегодня рынок предиктивной аналитики предлагает решения на любой вкус и кошелек. Наиболее сильные игроки: SAS, «Ланит Омни», Springbot, Canopy Labs, Custora и др.

Определившись с платформой, интегрируйте ее с вашим сайтом, рекламными системами или единой аналитической платформой.

Строить прогнозы и принимать осознанные маркетинговые решения — верная стратегия, но и черных лебедей никто не отменял.:) Поэтому, запустив предиктивную аналитику в работу, не забывайте следить за эффективностью той или иной прогностической модели и корректировать ее при необходимости. Будьте начеку — анализируйте данные и слушайте ваших клиентов.

Дмитрий Зеленко, коммерческий директор «Ланит Омни»
Помните: если клиент уходит от вас, это значит, что вы ушли от своего клиента. Оставайтесь с ним!