Новый автор и новый взгляд на Яндекс.Дзен, на этот раз похоже от технаря. Встречайте Мартин Сандерс и его мысли:
Итак, начнем. Я никогда не планировал зарабатывать на Дзене и, конечно, не выводил ни одного канала на монетизацию. Поэтому не так уж и остро воспринимаю многие моменты. Мне изначально понравился этот сервис за возможность выходить на разную аудиторию. До этого я размещал свои статьи на дискуссионных площадках и закалялся в потоках жесткой аргументированной (и не очень) критики. Но повторяющиеся аргументы приелись. Считаю, что такие площадки это прообраз будущего интернета с очень большим когнитивным потенциалом.
А тут яндекс, на мой тогдашний взгляд, решил сделать мета-площадку. В ней авторы и читатели будут в полуавтоматическом режиме объединяться в большие сообщества, обсуждать интересующие темы, а также создавать новые идеи и новый контент, который будет растаскиваться и транслироваться рерайтерами, тем самым создавая динамично разивающуюся кипучую среду. Такая платформа может конкурировать хоть с сайтами, хоть с социальными сетями.
Что надо сделать для этого? Да практически ничего нового. Добавить инструменты для упорядочивания материала внутри канала и позволить авторам образовывать авторские сообщества с общей лентой, архивом ценных материалов и какой-никакой редакционной политикой. Этим авторским сообществам надо позволить самостоятельно определить свою тематику и ввести собственные теги.
Респект дзенофобу, он из своего канала делает такое авторское сообщество и дискуссионную площадку имеющимися средствами.
Но не тут-то было.
Изучая дзен как среду, я убедился, что вектора развития у неё нет. Дзеноводы как алгоритм (не хочу сравнивать с микробами), могут только реагировать на раздражители.
Посещаемость падает – надо презентовать в ленте сайты ради обратного трафика и перетягивать интернет – знаменитостей.
Реклама плохо показывается – надо маскировать её под контент и презентовать в ленте сайты, где яндекс.директ её тоже показывает.
Нет постоянной аудитории - надо приглашать тех людей, которые заработали себе аудиторию в других местах. Авось – переползёт вместе с ними.
Авторы бузят – надо им Дзен.Понедельники устраивать и печеньками кормить, а там рассказывать истории феерического успеха. Как будто большая часть авторов пришла сюда срубить полные карманы денег.
Короче:
А ещё менеджеры в Дзене по мировоззрению тотальные постмодернисты. Они создали калейдоскоп, который живёт в одном времени – сейчас. Его единицей является статья (ну или нарратив) без акцентированной привязки к каналу, тематике, сообществу, аудитории. Даже подписка не работает. Контент живёт как бабочка подёнка и умирает без следа. Таким образом «спасти» материал можно только вырвав его из Дзена куда-нибудь вовне.
Дискуссия вне сиюминутного материала - невозможна.
Цепочка связанных по смыслу статей – невозможна.
«Золотой фонд» и трансляция картины мира - невозможны.
Что удивительно, даже не работает своевременно реагирование. Поэтому реакция на новости, аналитика, периодика, как правило, не живёт на каналах (зато на сайтах всё прекрасно, там же есть хронология и лента новостей). Пока алгоритм найдёт целевую аудиторию, материал устареет.
Имеет ли место быть кризис Яндекс. Дзена? Я считаю, что имеет. У кризиса, как известно, три стадии.
1. Отрицание. Мы здесь
2. Оборона на занятых позициях.
3. Уничтожение окруженной группировки.
После прохождение третьей стадии система/среда попавшая в кризис меняется либо в сторону усложнения, либо в сторону упрощения. Надеюсь, мы тут не зря стучим по клавиатуре и наши идеи относительно развития Яндекс.Дзена «овладеют массами» и станут материально силой.
Автор: Мартин Сандерс