Венгерский танцовщик и хореограф Балаш Бараняй впервые приехал в Россию 10 лет назад. Это был Екатеринбург: "Я работал во многих странах – в Венгрии, Италии, Франции - и однажды франко-венгерский хореограф отправил меня в Россию, в Екатеринбург, для постановки танца. Все настолько хорошо прошло, что раз в год эта компания стала приглашать меня для создания постановок. Так началась моя карьера в России".
Там он познакомился с русской девушкой, которая вскоре стала его женой. "Спустя 3 года мне предложили стать директором национального театра в Хорватии.
Три года моя жена Ольга Бараняй сидела дома, заботясь о нашей дочке, но по прошествии этого времени она сказала: "Так, все, с меня хватит. Мне нужно чем-то заниматься. Я схожу с ума. Я хочу снова танцевать или работать хореографом". На тот момент шел второй сезон шоу «Танцы», так что она решила попробовать себя там".
С тех пор и до сегодняшнего дня венгр Балаш Банаряй обосновался в России.
Первый день в России
Я был очень взволнован приездом в Россию, потому что это совершенно разные вещи: то, что мы в Европе представляем об этой стране и о людях, и то, что ты видишь, когда приезжаешь сюда, реально живешь здесь и все на себе ощущаешь.
В первый раз, когда мой самолет приземлился в Екатеринбурге, было -28 на улице. Я вышел из самолета и стал кашлять, так как это была самая низкая температура, которую я ощущал в своей жизни. И потом первое впечатлении о людях: они безумно дружелюбны и приветливы. Они мне всегда помогали, если было нужно. Может быть это из-за того, что я был приглашенным хореографом, но я чувствовал особенное внимание ко мне и заботу. Это стало для меня приятным сюрпризом: насколько добросердечными и заботливыми могут быть русские. Но в то же время я понял, насколько трудно сблизиться с русскими. Но если тебе удалось с ними сблизится, если они открылись тебе, то это, скорее всего, навсегда. Я понял, что если русский честно улыбается тебе, то это многого стоит. Но этой искренней улыбки или чувства очень сложно добиться от русского человека.
Шокировало в России
Много разновидностей водки. Когда я приехал сюда впервые, я пьянствовал, как никогда до этого. Я много работал в течении дня, а на выходных или когда появлялось время, прекрасные люди приходили ко мне или приглашали к себе, и мы пили очень много водки. Это, наверное, сблизило нас. Но реальным шоком для меня стали (а я приехал сюда 10 лет назад) противоречия страны, противоречия в людях. Желание постичь неизвестное, я замечаю в людях это желание знать больше и больше, но при том многие хотят получить все и сразу, перепрыгнуть из точки А в точку Б, а не шаг за шагом, чтобы добиться чего-то. Самых важных вещей в жизни русские люди хотят достичь моментально.
Я вижу большой капиталистический бум в России на протяжении последних десяти лет. Он проходит неравномерно, и это меня шокировало поначалу. Например, в центре Екатеринбурга стоят небоскребы, но одновременно с небоскребами проложены очень плохие дороги, люди ведут себя как быдло - это большой контраст. Сейчас я его замечаю все меньше и меньше, но сначала это немного шокировало. Но с другой стороны – меня же пригласили как хореографа контемпорари,– я видел, как моя постановка воплощается в жизнь, и как люди приходят на нее посмотреть. Билеты на представления, за которые я отвечал, всегда распродавались моментально. Многие студенты приходили на мои шоу снова и снова, и это фантастика. Я был счастлив, что они стремятся получить новые знания, расшевелить мозги и испытать новые эмоции. Я люблю провоцировать людей, потому что я верю в провокацию, она вытаскивает людей из их зоны комфорта. Вот что я люблю.
Русское застолье и баня
Мне очень нравится русское традиционное застолье: когда на столе сразу много блюд. Мне очень-очень нравится ходить в баню. Это фантастика! Я очень много работаю над своим телом, так что это отличный способ расслабить свой ум и тело в настоящей русской бане. И после нее я прям «уххх», чувствую себя расслабленным.
Когда я пошел в русскую баню – дело было в лесу неподалеку от Екатеринбурга,– это был первый раз, когда я столкнулся с этой традицией. В помещении не было окон, печку топили настоящими поленьями – это фантастика! Мы били друг друга вениками и прыгали в снег – незабываемый опыт. И водка, конечно. И пиво. Пиво и водка.
Главные различия Венгрии и России
Мне кажется, мы немного добрее. Здесь, в России я чувствую (потому что вы многочисленная и сильная нация), что люди более жесткие и суровые. Иногда мне даже кажется, что некоторые на меня сердятся, особенно в самом начале: из-за языка, из-за манеры разговаривать. И я такой: «О боже, этот человек зол на меня!». А он потом и говорит: «Нет, все в порядке, все хорошо». Я так думаю, потому что человек очень эмоционально и жестко разговаривает, а он отвечает: «Нет, все в порядке».
Это, наверное, просто другая манера общения. А в общем и целом я не вижу кардинальных различий между странами, в которых я жил. Ни во Франции, ни в Италии, ни в России, ни в Венгрии. В конце дня нам всем нужна любовь, еда, тепло родного дома, внимание, свобода. Если все это есть, если есть все эти маленькие радости, я думаю, люди становятся мягче.
Не нравится в России
Многие бы сказали про погоду и низкие температуры, но у меня с этим нет проблем. Я всегда говорю: «Если идет дождь – надень плащ, если холодно – теплое пальто, если жарко – шорты». Это не влияет на мою повседневную жизнь.
А вот что мне точно не нравится, что я бы поменял… Хотелось бы больше честности и честных людей. Например, хочу я купить квартиру, но каждый раз, когда мы пытаемся это сделать, мы постоянно натыкаемся на обман. Кто-то подделывает документы, и это очень тесно связано с коррупцией.
Так что первая вещь – это коррупция. Уровень коррупции невозможно высок в России. Единственный способ получить какую-то информацию или необходимые документы – это заплатить кому-то. Будь это юрист или кто угодно еще, ты вынужден платить за услуги, за которые в Венгрии или Европе мне в жизни не пришлось бы платить, потому что это стандартная процедура. Может быть, в Европе получить эти бумаги тоже непросто, но здесь бюрократия находится на совершенно новом уровне. Очень все сложно.
И вторая вещь: я бы очень хотел, чтобы Россия стала более дружелюбной к иностранцам. Я приезжаю в Россию в том числе, чтобы что-то дать этой стране и что-то получить взамен. Я приезжаю сюда в качестве хореографа, но чувствую себя иногда чужим. Мне как будто говорят: «Нет, ты нам не нужен. Кто ты вообще такой? Чего ты тут ищешь?». Знаете, это часто ведет к бюрократии. Иногда мне кажется, что со мной обращаются, как с заключенным. А я обычный человек, хороший парень. Я женат на русской женщине, у меня русская дочь, я просто хочу жить здесь, наслаждаться этой жизнью и работать на благо этой страны. И это важный момент: я работаю для вас, для вашей страны. А мне кажется иногда, что я бьюсь о стену, пытаясь проникнуть внутрь. Так что я бы очень хотел, чтобы в этой стране однажды изменились две вещи: искоренилась коррупция и чтобы люди были более дружелюбны по отношению к людям из других стран.
Русские женщины
Сложно сказать однозначно о них, потому что существует языковой барьер, из-за которого я чувствую некоторую отстраненность русских девушек.
Русскую женщину сложно добиться, но, это частично и из-за языка. С другой стороны, я не чувствую негатива.
Сейчас, в XXI веке, в нашей жизни все меняется очень быстро, и люди ищут «легкой» любви, быстрой любви. Поцеловались, а спустя два часа уже идем домой, через три часа занялись любовью, а через неделю уже съехались. И мне кажется, что это совершенно не плохо, что некоторые люди дистанцируются и не становятся легкодоступными. Я считаю, что это хорошо.
В Европе все проще. Проще завести отношения с девушками. Когда ты молод и тебе 20-25 лет – это круто. Но когда ты становишься старше (как я, мне сейчас 38 – и я думаю по-другому), ты понимаешь, что это не так уж и круто. Я ценю русских девушек за то, что они более отстраненные, что они ведут себя, как истинные женщины. Мне это больше по душе. А то сказал пару слов, угостил коктейлем – и девушка твоя. Это слишком просто.
Сравнение Будапешта и Санкт-Петербурга
Я живу тут уже полтора года и очень люблю Санкт-Петербург. В тот самый момент, когда я сошел с поезда, я почувствовал, что это мой город. А когда я вышел из здания вокзала, я увидел всю эту красоту и сказал себе: «Да, этот город обладает такой же энергией, как Будапешт». А Будапешт очень близок мне по духу, так что возможность жить в Санкт-Петербурге – это настоящий подарок. Москва – это совсем другое. Москва – промышленный город. 15-20 миллионов человек живут в постоянном напряжении, а здесь, в Санкт-Петербурге, ты как будто гуляешь по музею под открытым небом.
RuOpen: А вы когда поедете в Будапешт, какой сувенир купите своим родным, родственникам?
Балаш Бараняй: Фото с Владимиром Владимировичем Путиным.
Еще обычно, когда я еду домой, я привожу ваши вкусные конфеты, огромные пакеты конфет!
Беседовал Виктор Байдаков. Фотографии предоставлены и опубликованы с личного разрешения героев публикации.