Давайте поговорим об уходе. Мы ухаживаем за тем, чем дорожим. Ухаживаем за близкими, домашними питомцами, собственным организмом вплоть до кожи и зубов. Мы ухаживаем за мебелью и личными вещами, ухаживаем за состоянием дома и одежды. Что насчет транспортного средства?
Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся над тем, в чем заключается суть процесса ухода. Пожалуй, можно сказать, что это забота о внешнем и внутреннем благополучии - исправности и чистоте. Остановимся на последнем пункте: только ли эстетический аспект чистоты имеет значение? Разумеется, нет. Износ и сбои в работе – часто следствия систематического и постоянного загрязнения. Особенно это верно для автомобилей.
Итак, если говорить об уходе за ТС, как минимум данный момент актуален с точки зрения поддержания исправной работы всех систем и узлов, чтобы машина выполняла свою основную функцию – доставляла нас, куда надо. Здесь важно разделить автовладельцев на две условные группы: фанатичных автолюбителей, ревностно относящихся к уходу за авто, и «ленивых» водителей, садящихся за руль исключительно по необходимости. Допустим, вы не относитесь ни к одной из этих групп, а занимаете некий нейтралитет: хотите, чтобы автомобиль служил долго и «чувствовал» себя хорошо. Таким образом, нас в данном случае интересует оптимальный уход за авто.
Частота мойки
Транспорт в силу принципа своего функционирования непосредственно взаимодействует с улицей. В зависимости от географического положения водителя, играют роль сезонность, общие климатические и погодные условия, состояние дорог и, соответственно, уровень загрязненности. От грязи никуда не деться: так или иначе, однажды машину всяко придется ополоснуть, а, скорее, даже отдраить. Но какова наиболее разумная частота мойки?
В российских широтах зима девять месяцев в году. На выходе имеем снег, лед и слякоть, а вместе с ними мусор, песок, соли и реагенты. Леденеет-оттаивает, леденеет-оттаивает, и так до бесконечности. Так что дело здесь уже не столько в эстетике и философских рассуждениях, типа: «По закону подлости птичка загадит капот на выезде из мойки». Сколько в элементарной заботе о целостности ЛКП. Царапины – крошение – образование очагов коррозии. В итоге непоправимый ущерб кузову, а там и до «внутренностей» недалеко.
Вывод: по мере необходимости машинку надо бы чистить. Притом тут все довольно просто – меру необходимости легко определить на глаз. Буквально.
Большинство российских автолюбителей сходятся во мнении по вопросу мойки в летний сезон на том, что делать это в сухую погоду достаточно пару раз в месяц, без особого фанатизма. Конечно же, для менее искушенных автовладельцев-обывателей и пару раз в месяц – невероятно часто. Но эта категория водителей, так же, как и «компульсивные» мойщики, нас в данный момент не интересует.
Наиболее же занятным моментом (а для России всегда насущным) является вопрос зимней мойки. Тут мнения расходятся далеко и надолго. Одни готовы бить себя в грудь с криками о необходимости мыть после каждого загрязнения (то есть после каждой поездки), другие так же рьяны в отстаивании противоположного: дескать, мойка зимой может уничтожить лакокрасочное покрытие. Истина, как водится, где-то посередине, она где-то рядом. Давайте попытаемся ее нащупать.
Сначала следует развеять одно распространенное заблуждение: слой грязи НЕ защищает автомобиль. Далее, рассуждая логически, условимся, что основная мотивация для любых манипуляции по уходу за ТС – его защита от износа, поломок и, в конечном итоге, выхода из строя. Чтобы потом не пришлось за большие деньги восстанавливать работоспособность авто. Поэтому ненадолго остановимся на понятии «часто». У каждого «часто» свое, из-за чего в плане частотности операций по чистке машины самый разумный совет для зимы: не чаще раза в неделю. Остальное – вопрос приоритетов, возможностей и регулярности вождения. Сделаем оговорку, что при температуре ниже -10 °C лучше вообще не мыть, а с привычными для нашего человека «грязевыми ваннами» на дорогах слишком частая мойка просто теряет смысл. Следовательно, мойте по мере необходимости, опираясь на здравый смысл, эстетические предпочтения и повседневные реалии (актуальную дорожную ситуацию).
Процесс мойки
Мойка бывает контактной и бесконтактной. Первую сведущие люди выполняют с помощью так называемой технологии «двух ведер». В одном ведре чистая вода, в другом – раствор со специальным чистящим средством. (ВНИМАНИЕ! Не все чистящие средства подойдут, только специальные: автошампуни от проверенных производителей. В противном случае сделаешь только хуже.) Еще один весомый нюанс контактной мойки: инструмент мытья. Выбор стоит между губкой, щеткой или тряпкой. Сразу разъясним: тряпка – нет, а вот крупнопористая губка или щетка с длинным мягким ворсом – самое то. Особенно последнее. С этим приспособлением меньше вероятность нанести на ЛКП мелкие царапины. Еще один момент: в более холодные температуры лучше использовать холодную воду.
Бесконтактная мойка - операция, выполняемая в основном в специализированных центрах с использованием химических веществ и струй воды под сильным напором. Важно помнить, что одной водой не обойтись и без дополнительных «ингредиентов» можно даже усугубить состояние машины. Бесконтактную мойку желательно доверять специалистам. Этот метод не рекомендуется для подержанных авто, ввиду их особой хрупкости. Другой немаловажный момент: зимой, когда ТС покрывают целые корки застывшей мешанины из грязи, снега и солей, лучше начать с бесконтактной и продолжить контактной мойкой.
Полезно помнить об одном различии двух вышеперечисленных способов: при контактном работают сверху вниз, при бесконтактном – наоборот. Также существует еще один тип мойки, называется он «детейлинг» (в переводе с английского – тщательная). Ее следует выполнять только у сертифицированных мастеров, которые способны подготовить к показу на автошоу и автомобили класса люкс. Но вернемся на землю и перейдем к неотъемлемой части очистки: сушке.
Если по какой-то причине вы все же решили рискнуть и помыть свой транспорт при температуре, скажем, -15 °C, необходимо соблюсти хотя бы минимальные предосторожности. Следующие меры помогут обезопасить драгоценное авто:
- Контраст температур. Приехав с холода в тепло, не стоит сразу подвергать автомобиль еще большему воздействию тепла, чтобы потом опять выехать на мороз. Дайте «коню» отогреться хотя бы 10-15 минут.
- Продувка. После мытья следует продуть все поверхности специальным инструментом с использованием сжатого воздуха. Это позволит минимизировать количество скопившейся влаги в замках, ручках дверей, зеркалах, уплотнителях и под пластиком. По этой же причине лучше мыть с утра, перед использованием: системы ТС при работе сами выделяют тепло и обеспечивают дополнительную сушку.
- Заморозка. Это практикуемый некоторыми автомобилистами народный метод, предполагающий простой авто на улице с открытыми дверьми в течение 5-10 минут после просушки на автомойке. Оставшиеся капельки воды замерзнут до закрытия, что предотвратит дальнейшее примерзание.
- Смазка. На зеркала, уплотнители, замки и ручки можно распылить немного силиконовой смазки во избежание клинов и обморожения. Что же касается всего остального кузова: для продления чистоты и создания дополнительного защитного слоя (особенно в минусовые температуры) поможет старый добрый воск. Есть более «продвинутые» аналоги, вроде «жидкого зеркала» или нано-покрытия. Последние обещают сразу всестороннюю защиту (ультрафиолет, реагенты, царапины), красивый блеск, длительный срок и облегченное мытье. Вместе с тем они значительно дороже воска и не всегда соответствуют ожиданиям, поэтому не покупайтесь на заверения специалистов, жаждущих выудить из вас побольше денег.
А оно тебе надо?
В конечном счете все упирается в индивидуальные приоритеты. Многие в принципе предпочитают не мыть автомобиль как можно дольше, чтобы при нарушениях ПДД дорожные камеры не могли считать номера. Некоторые безысходно заявляют о бренности мойки в наших реалиях. Однако, если вы заботитесь о своем ТС и хотите обеспечить ему должный уход, мойка необходима. Не слишком часто, не слишком редко – столько, сколько потребуется. Также не ждите теплой и сухой погоды для нанесения воска: это делается не для красоты, а именно для защиты, что нужно, скорее, зимой, чем летом.
Короче говоря, если оно тебе все-таки надо, можно выбрать между следующими вариантами:
- Самостоятельная мойка в условиях собственного гаража (в идеале с профессиональным оборудованием);
- «Гараж на час» - найти автомойку, предлагающую услугу аренды оборудования и помещения для осуществления грамотной очистки своими силами в эргономичной для этого среде. В конце концов, никто не позаботится о вашем лучше вас самих (если, конечно, знаешь, что и как делать);
- Обращения к специалистам. Без лишних заморочек, но нужны гарантии и уверенность в добросовестности исполнителя.
Как ни крути, мойка авто – такое же техобслуживание ТС, как диагностика и ремонтные работы. Важно знать, куда обратиться. Так что, если вы ищете автосервис с услугами автомойки, воспользуйтесь платформой uremont.com. Uremont собрал обширную базу автосервисов-автомоек, и вы в несколько кликов сможете найти ту компанию, которая располагается к вам ближе всех. Обращайтесь!