Фильм "Сияние" -классика жанра, предмет для отсылок в масскультуре и, наконец, один из моих любимых триллеров. Хотя тому же Кингу фильм категорически не понравился. Он назвал "Сияние" одной из худших экранизаций ( интересно, "Лунатики" 1992 года в том же списке?).
Критики фильм оценили. Причём по большому счёту оценили как отдельное произведение. Кубрик сам не отрицал того, что книгу взял за основу, но снял свой фильм. Самостоятельное произведение. И наполнил его собственной символикой, о которой я ещё буду писать, уверена :)
Стэнли Кубрик уделил особое внимание лабиринту. Модель стоит в отеле, позже именно в лабиринте происходит ключевая сцена. Чем привлёк лабиринт режиссера?
Джули Кирнс автор теории о том, что фильм основан на греческом мифе о Минотавре. Есть лабиринт, есть Минотавр, на стенах висят постеры с Минотавром (которые, правда, исключительно сложно заметить). Планировка отеля тоже напоминает лабиринт.
Пасифая, жена царя Миноса влюбилась в быка. В необычного быка, подаренного богами Миносу, чтобы он принёс его в жертву. Пасифая в своей порочной страсти была не виновна. Её внушили Боги в наказание Миносу за то, что он быка спрятал (красивый был бык, жалко было убивать), а в жертву принёс обычного среднестатистического. Богов не обмануть. В итоге Пасифая рожает мальчика, у которого по мере взросления голова превращается в бычью морду. Минос понимает, что его косяк и строит лабиринт, чтобы спрятать мальчика, который кроме рогов пугал людей и любовью поесть человечинки. Минотавра сажают в лабиринт и прикармливают преступниками. Такова легенда.
У Кубрика в лабиринте Дэнни приходится столкнуться с собственным минотавром
пишу с маленькой буквы, так как здесь это не столько имя, сколько название понятия- что-то страшное внутри запутанной системы с ходами и тупиками
Кстати, вот вам интересная интерпретация. Лабиринт- подсознание. Запутанное, иногда заводящее в тупики. При этом при желании можно пройти и сквозь стены. Дэнни так делает, когда спасается от своего сошедшего с ума отца.
А что-то страшное внутри, если брать юнгинианскую теорию или даже фрейдистскую, наши желания и мысли, скрытые от нас нашим же подсознанием.
Табу, нарушать которые нельзя, но иногда очень хочется.
А ещё с лабиринтом можно сравнить жизнь как таковую. Жизненный путь через трудности и препятствия с необходимостью тоже делать выбор и не знать до конца, правильный ли он был. При этом в лабиринте можно двигаться к центру, как бы в поисках смысла жизни. Или к выходу (тут пояснений, думаю, не нужно). Дэнни пытается именно выбраться.
В христианстве лабиринт может в том числе представлять собой дорогу, ведущую к раскаянию; чтобы получить прощение грехов, по ней когда-то нужно было проползти на коленях. Дэнни ещё мальчик, какие у него по большому счёту могут быть грехи? А вот с Джеком всё интересней. И он, заметьте, из лабиринта не выбирается в итоге.
В финальной сцене, кстати говоря, в сугробе сидит не сам Джек Николсон, а манекен.
Смотрим ближе и с другого ракурса
Лично мне кажется, весь фильм Кубрик не основывал на легенде о Минотавре, но безусловно использовал очень много его символики, чтобы добавить новых граней.
Есть и другие теории о том, чему же посвящён фильм и о них тоже есть смысл поговорить подробнее. Но это, определённо, другая история :)