Найти тему
Метагазета

«Газпром» отдаст часть «Северного потока — 2»

Оглавление
Фото: Axel Schmidt
Фото: Axel Schmidt
Проект «Северный поток — 2» под угрозой закрытия: «Газпром» выступает владельцем этого трубопровода и единственным поставщиком газа — а ЕС запрещает такую комбинацию. «Газпром» попытается обойти запрет, передав 4% газопровода сторонней фирме.

В ПАО «Газпром» придумали, как обойти законы ЕС, которые запрещают компании одновременно быть и поставщиков газа, и контролировать трубопровод  «Северный поток — 2». Чтобы обойти запрет, оператор будущего газопровода — принадлежащая «Газпрому» компания Nord Stream 2 AG — передаст 50 км трубопровода (4% всей его длины) под управление независимой фирме.

Совет Евросоюза одобрил поправки, распространившие европейские законы на все газопроводы, идущие в Европу из третьих стран (а не только проходящие по европейской части суши). Новые правила требуют, чтобы поставляла газ одна компания, а трубопроводом (или частью его) владела другая. Задумка ЕС была в том, чтобы ограничить контроль «Газпрома» над проектом «Северный поток — 2».

  • Строительство газопровода «Северный поток — 2» мощностью в 55 млрд м3 стартовало в мае 2018 года. Две нитки газопровода протяженностью 1224 км пройдут по дну Балтийского моря от Усть-Луги до германского Любмина, расположенного на берегу Грайфсвальдского залива. Стоимость строительства оценивается в €9,5 млрд. Строительство закончат до конца 2019 года. К 6 марта завершено 818 км газопровода.

Чем рискует «Газпром»?

Правовое поле для поставщиков энергоносителей в Европу определяется «Третьим энергопакетом». Два положения этого свода законов особенно беспокоят «Газпром».

Во-первых, уже упомянутый запрет на контроль газопровода. Во-вторых, один и тот же поставщик не может загружать больше половины мощностей газопровода: 50% должны быть предоставлены другим компаниям.

Однако в России правом на загрузку газа в экспортные  газопроводы обладает лишь «Газпром». Поэтому появляется реальная угроза, что 50% мощностей газопровода будет попросту простаивать, лишая и «Газпром», и РФ прибыли.

Передав 4% газопровода, идущего по территории Германии, независимой фирме, «Газпром» сможет обойти правила ЕС , считает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Алексей Калачев. «Это гораздо легче, чем требовать у ЕС исключения. Проще создать какую-то техническую прокладку, формально не зависящую от «Газпрома», — объясняет эксперт.

Давление с Запада

Такая схема вряд ли устроит страны, препятствующие строительству газопровода. Самый упорный из противников строительства — США. По мнению Штатов, новый газопровод увеличивает зависимость Европы от российского газа, а также ставит под угрозу Украину, лишающуюся возможности транзита голубого топлива из РФ.

США заинтересованы в провале проекта: они хотят нарастить поставки в Европу собственного сжиженного природного газа, но не способны тягаться с РФ по цене.

Европейский парламент солидарен с США. В середине декабря он принял резолюцию, в которой призвал отменить реализацию проекта газопровода «Северный поток — 2». По мнению Европарламента, газопровод является не экономическим, а политическим проектом, цель которого — лишить Европу энергетической независимости.

Напрасные усилия

В отличие от Европарламента, правительства и компании многих стран ЕС заинтересованы в строительстве. В конце февраля канцлер Австрии Себастьян Курц заявил, что его страна поддерживает проект, поскольку заинтересована в стабильных и безопасных источниках газа.

В январе проект поддержал глава Минфина ФРГ Петер Альтмайер. Он призвал США не препятствовать реализации проекта, подчеркнув, что правовой основы для вмешательства у Штатов нет.

В качестве инвесторов строительства выступают крупные западные компании: немецкая нефтегазовая компания Wintershall, австрийская нефтяная фирма OMV, британско-нидерландский нефтяной гигант Shell, немецкая энергетическая фирма Uniper и французская энергетическая компания Engie.

По мнению Калачева, остановить строительство «Северного потока — 2» уже не удастся. «Проект уже не развернуть. Стороны просто ищут компромисс, чтобы соблюсти требования «Третьего энергопакета». Но фактически все останется так же, как и планировалось», — говорит Калачев.