В Вашингтоне и Брюсселе не прекращают попыток вытеснить Россию с мировых рынков, прежде всего энергетических, а также заблокировать любые политические контакты с Москвой. Прямые ограничительные меры уже не помогают достичь этих целей в полной мере.
Неслучайно Минфин и Госдеп США не спешат с введением второй части так называемых химических санкций, применение которых связано с делом Скрипалей. Они должны были войти в силу еще в конце ноября прошлого года и нанести существенный ущерб российской финансовой системе. Вероятно, Дональд Трамп сначала ждал встречи с Владимиром Путиным в Буэнос-Айресе, которая так и не состоялась, сейчас – саммита с Си Цзинпином 27 марта, но наверняка он осознает, что даже запрет на долларовые операции с российскими госбанками их не разорит, но обеспечит проблемы и американской стороне.
Американский Конгресс подталкивает Трампа к более решительным действиям, окружая его разного рода антироссийскими резолюциями. Недавно были проголосованы почти единогласно ряд документов против российских властей. Законодатели потребовали от Минфина и разведорганов раскрыть доходы Владимира Путина, а также ряда близких к нему лиц.
Министр энергетики США Рик Перри заявил о разработке и ближайшем применении вторичных санкций против европейских компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток-2». Планируемые меры на самом деле опасны. Вряд ли работы на дне Балтийского моря будут остановлены – трубопровод возведен почти наполовину. А главное, энергокомпании вложили в масштабный проект крупные средства, выбрасывать их в море они явно не намерены, но отомстить европейским конкурентам американцы вполне смогут. Заокеанские суды неоднократно штрафовали европейские банки и компании на многомиллиардные суммы за то, что они нарушали американские санкции против Ирана или Ливии. И европейцы платили, опасаясь потерять самый емкий в мире американский рынок.
В ЕС есть и союзники США. Европарламент проголосовал за запрет «Северного потока-2», а заодно за разрыв двустороннего договора с Россией о сотрудничестве от 1994 года. Прямого действия эта резолюция не имеет – она носит рекомендательный для исполнительной власти характер, но вкупе с американскими будущими санкциями это демарш может привести к ухудшению отношений с Евросоюзом.
«Оголтелые» резолюции
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что одобренные недавно палатой представителей Конгресса три антипутинских законопроекта и одна резолюция – это «продолжающаяся недружественная оголтелая русофобская линия». Первый документ ставит задачу перед Национальной разведкой США в течение полугода подготовить отчет о доходах президента Владимира Путина. Законодатели почему-то уверены, что американские спецслужбисты найдут все активы, банковские счета и недвижимость самого главы государства, а также его семьи. Особый упор при этом делается на обнаружение подставных финансовых структур, через которые ближайшее окружение Путина проводит скрытые денежные потоки.
Также спецслужбам поручается составить список наиболее значимых российских политиков и олигархов, близких к Путину с финансовой точки зрения, что особенно удивительно, ведь персональные санкции за «аншлюс» Крыма за океаном выписали нескольким десяткам российским чиновников, банкиров и предпринимателей. Условия санкционного содержания даже успели уже смягчить, например, владельцу «Русала» и «En+» Олегу Дерипаске, которого какое-то время назад считали вхожим в ближний круг Путина. Братья Ротенберги, одними из первых подвергнутые санкциям, возводят капитальные объекты – только теперь на родине, например, Крымский мост. Геннадий Тимченко, за сутки до объявления ему санкций продавший свою долю в одном из крупнейших в мире нефтетрейдеров Glencore, вложил вырученные средства в «Новатэк». Каких еще олигархов в ближнем круге Путина хотят найти на Капитолийском холме? Неужели счет идет на десятки или даже сотни? Проще взять в работу российский список Forbes.
Впрочем, особой точности, как показало расследование в Великобритании отравления «Новичком» Скрипалей, противникам Путина и не надо. Достаточно вместо древнего «слово и дело» выкрикнуть «весьма вероятно» и объявляй новые, еще более драконовские ограничительные меры, которые могут при самом неблагоприятном развитии событий привести к самым непредсказуемым последствиям, в том числе даже и в военной сфере. В любом случае слушания, назначенные на сентябрь по делу о финансах российского президента, опустят российско-американские отношения на самое грязное дно. В результате с нынешними законодателями и белодомовской администрацией станет невозможно вообще о чем-либо договариваться, хотя двухсторонние экономические отношения в какой-то форме могут и сохраниться.
Палата представителей на долгие годы вперед решила загнать в угол и крымский вопрос. Полуостров чуть ли не навеки запрещено считать российской территорией. Соединенные Штаты, согласно тексту второго документа, не признают российский суверенитет над полуостровом, его воздушным пространством и территориальными водами. Тем самым связываются руки не только ненавистным республиканцу Дональду Трампу демократам, но и его преемникам независимо от их партийной принадлежности.
Конгрессмены заодно проголосовали и за выяснение военных планов России, и за изучение слабых мест, которые Москва может использовать для внесения разногласий между Штатами и их союзниками, особенно если речь идет об отношениях между Америкой и Евросоюзом.
Газовый бумеранг
Клин между Россией и Евросоюзом легче всего вбить в газовой сфере. Противников энергетического сотрудничества с Россией в Старом Свете хватало всегда. Неслучайно в 2009 году был принят третий энергопакет, заставляющий поставщиков природного газа разделить свой бизнес на добывающий, логистический и продающий. Для европейских реалий эти требования, может быть, и необходимы для предотвращения картельных сговоров, но вот, что интересно: в полной мере третий энергопакет был реализован только в Великобритании и Нидерландах. Конкуренция на розничных газовых рынках в результате просто зашкаливает – потребитель может выбирать между дюжиной поставщиков демократам – вот только конечные цены практически не снизились.
Требование оставить в силе украинский транзит объяснить иначе как попыткой геополитического давления на Москву просто невозможно, хотя в такой составляющей обвиняют как раз Россию. Якобы «Северный поток-2» резко усиливает именно политическую зависимость ЕС от прямых поставок российского газа. Морские маршруты явно выгоднее с финансовой точки зрения прежде всего для потребителей. Продлевать же в будущем году транзитные контракты с Украиной бессмысленно по ряду причин.
Киев ликвидирует «Нафтогаз», коммерческий преемник не известен – с кем тогда договариваться? Украинская сторона завалила все европейские третейские суды надуманными исками против «Газпрома», тарифы все время повышаются. Украинская ГТС может попасть в собственность американских компаний, которые, возможно, перепрофлируют ее под использование заокеанского СПГ. Наконец, Россию киевский режим обвиняет в агрессии. А когда это агрессоры снабжали своих противников дешевым топливом?
В любом случае России украинская ГТС не нужна. И морские маршруты остановить уже невозможно. Наверняка американский министр энергетики Рик Перри это понимает. И его последние угрозы – ввести против участников проекта «Северный поток-2» самые жесткие санкции – направлен в будущее: показать европейским союзникам, что никаких новых энергопроектов с Россией планировать ни в коем случае нельзя.
Кого-то на Западе такая бескомпромиссность, может быть, и впечатляет. Но в Вашингтоне должны понять, что на арену вбрасывается обоюдоострое оружие. Без российского газа все возрастающие глобальные потребности в голубом топливе не закроешь. Решить эту проблему одними односторонними санкциями не удастся, все чаще их обходят. А конкурентную схватку, надеясь на одну только силу, можно и проиграть. Так же, как и политическую и экономическую борьбу за верность союзников.