Найти тему

Буддийские будни, или Как монахи нарушают запреты

Время правления Пол Пота оказалось весьма нелегким для всей Камбоджи – не говоря уже о буддийской общине. Монастыри были закрыты, монахов причислили к третьей, низшей категории населения, которая в большей степени, чем другие, подвергалась репрессиям и физически уничтожалась. Но в 1990 году буддизм вновь был признан в качестве государственной религии, и на сегодняшний день переживает период восстановления.

В соответствии с монашеским кодексом, количество обетов, которые обязан соблюдать монах равно 227. Среди них запреты на убийство любой живности, воровство, прикосновение к деньгам, курение и (внимание!) запрет на прикосновение к женщине. Как выяснилось, лишь последний среди вышеперечисленных пунктов вызывает у монахов острый приступ страха. Воровать при нас, конечно, не воровали, и не убили, кажется, тоже никого, но курили преспокойно и деньги в руках держали, и мы уже было подумали, что эти монахи совсем «земные», но не тут-то было. Попытавшись один раз присесть к одному довольно дружелюбному на вид священнослужителю, я напугала его так, что он, бедный, аж подпрыгнул! И отпрыгнул – от меня подальше, чтобы, не дай бог, ненароком не задеть. И смешно, и обидно. При этом позировать для фото – даже если фотограф особа женского пола – можно.

то касается запрета на курение – оказывается, в Уставе сказано: «не принимать того, что затмевает разум». Однако прямого указания на то, что монахам не дозволено (или дозволено) курить, нет. В связи с этим каждый монастырь сам устанавливает правила в отношении этой пагубной привычки. В Камбодже, например, к ней относятся весьма лояльно. Хочешь – кури. Хочешь – медитируй. Хочешь – кури и медитируй.

-2

Дело, конечно, приятное, но… что больше всего меня поразило в Камбодже – это, простите, элементарная грязь. Грязь, источник которой не природа, а человек. Меня бы к медитации такая откровенная помойка вокруг отнюдь не располагала. Но монахи, видно, приучены не «заморачиваться». А казалось бы – святые люди. К тому же все равно ничем особо не занимаются… Могли бы хоть на своей территории прибираться…

-3
-4
-5

Хотя они в принципе неприхотливы: тут же спят, тут же учатся, тут же курят, тут же готовят.

А многие даже и не готовят. Готовят им монахини. Точнее не монахини, а послушницы. Их день начинается еще за несколько часов до восхода солнца и большую часть своего времени они проводят в хозяйственных хлопотах: организацией трапезы, уборкой, стиркой и т. д. Некоторые женщины – «достигнувшие знаний» – служат учителями. Тяжелая женская доля.

-6

Выглядят монахи тоже довольно специфически. Я все рассматривала стены Ангкора с выгравированными лицами и искала в восседающих вокруг буддистах те же черты. И находила! Такое ощущение, что природа словно вылепила современных монахов по образу и подобию каменных.

-7

Только современные все с сотовыми телефонами и сигаретами! И с длинными ногтями на мизинцах. Эти длинные ногти завладели моим вниманием надолго. Я даже осмелилась сделать предположение о надобности этого «орудия» – видно, чтобы было чем почесаться при необходимости... Однако как обычно везде есть особый сакральный смысл. Согласно легенде, когда Будда указывал на что-либо пальцем, это «что-либо» мгновенно раскрывало свою истинную сущность, а так как у «чего-либо» сущности не было и быть не могло, «что-либо» просто исчезало. Какое отношение ко всему этому имеет длинный ноготь, я не знаю, но указующим перстом Будда почему-то выбрал не банальный указательный, а мизинец… Может длинный ноготь на буддийском мизинце указывает на особую роль и желание его носителя быть похожим на Будду?

-8
-9
-10

Текст: Марина Трофимова
Фото: Станислав Белоглазов

#фотоед
#фотоед_камбоджа

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал
PS. В следующей серии мы разоблачаем самый высокий водопад в мире