О женоненавистничестве как осознанной стратегии принятия решений некоторых предпринимателей.
Недавно провели презентацию нашей авторской возможностно-ориентированной технологии стратегического принятия решений для одного заслуженного предпринимателя. И предприниматель, значительная часть бизнеса которого связана с продажей собственной продукции через собственную розничную сеть и через сеть партнеров и дилеров по стране, воспринял нашу идею в штыки.
«Я знаю проблемы моего бизнеса», — сказал предприниматель. Бесполезно исследовать возможности, бесполезно запускать инициативы, подчеркнул этот бывалый бизнесмен, потому что все равно все упрется в главную проблему — в «девочку с ресницами», в продавщицу в магазине, которая сидит, «инстаграмится» и ноль внимания обращает на посетителей. Она просто «хочет замуж», и все остальное ее совершенно не интересует. Это повсеместная и неразрешимая проблема, о которую разбиваются стратегические планы развития во всех отраслях, подчеркнул предприниматель. «В каком магазине, в каком ресторане, в какой гостинице вас недавно хорошо обслужили?» — бросил он нам вызов в виде риторического вопроса и даже не стал слушать наши ответы, будучи заранее абсолютно уверен, что «девочка с ресницами» вот-вот расправится со всеми этими предприятиями.
Просто la femme fatale какая-то, а не «девушка с ресницами»! Роковая женщина, которая ставит на колени целыми секторами экономику страны. Именно из-за нее, из-за Елены Прекрасной не только пала Троя, но вот-вот падет Россия.
Немало удивившись, мы ответили примерно в следующем ключе.
Во-первых, сказали мы, если бы собирательная «девушка с ресницами», если бы женщина не вела себя так, как она себя ведет — никого из нас здесь просто бы не было. Ведь «девушка с ресницами» не просто нерадивая сотрудница наших предприятий — именно она же есть и наша мама и наша бабушка. Ведь кто-то должен уделять главное внимание человеческим взаимоотношениям, иначе всему придет конец. Любовь фундаментальная и первоприоритетная ценность, которая не может быть второстепенной или вспомогательной.
Во-вторых, мы поставили вопрос о том, а не кроется ли проблема, связанная с поведением продавцов, глубже, не кроется ли она в управленческих решениях. Как устроена система мотивации у продавцов? Кто, чему и как их обучает и проверяет их знания? Как и откуда их изначально привлекают на рынке труда и как отбирают? Каким тоном с ними разговаривает начальство? Какую и когда им оказывают помощь в тех сложностях, с которыми они неизбежно сталкиваются?
Но все наши аргументы были, что называется, словно мертвому припарка. Предприниматель был непримирим. Его текущая выстраданная за долгие годы деятельности интерпретация собственной проблемы, его «идея фикс» продолжала его одолевать. Идею о том, что неклиентоориентированную «девушку с ресницами» перевоспитать невозможно, он повторил много раз на протяжении нашего разговора, несмотря на все наши доводы. Высказанное нами предположение о том, что проблема может быть сокрыта не столько в исполнителе, сколько в управленческих решениях, он категорически отмел в сторону — убежденно заявив, что его топ-менеджеры абсолютные профессионалы своего дела (наверное, мужчины!) и все делают правильно, и что проблема именно в принципиальном отсутствии в окружающей человеческой действительности хороших продавцов.
Никогда раньше я не сталкивался с такой уверенной трактовкой природы зла. Из-за неосторожного эксперимента Евы Адам был изгнан из рая. Увидев наконец Адама воочию, ответственно заявляю вам, друзья — он до сих пор обижен на Еву, держит на нее зуб и прощать ее не собирается.
Мы попытались донести до предпринимателя, что его определение проблемы слишком узкое и однозначное, «туннельное», что он не видит массы других возможностей, что вовсе не сошелся свет клином на нерадивом продавце, и вовсе не держит нерадивый продавец судеб мироздания в своих руках — но все это было словно об стенку горох. «Голова гниющей рыбы уверена, что проблема в хвосте», — подчеркнули мы. Но голова с нами не согласилась.
В определенном смысле, признаюсь, я все же солидарен с этим умудренным бизнесменом в его пессимистическом понимании жизни. Фундаментальный факт человеческой природы состоит в том, что человек грешен, человек ограничен, человек склонен к ошибке и проступку. И человека нельзя сделать лучше извне: только он сам может сделать себя лучше, только он сам может принять такое решение — полчища управленцев, воспитателей, родителей, правоохранителей, священнослужителей не сделают этого за него.
Но у меня есть вопрос — почему же предприниматель исключает самого себя и свою ближайшую команду из человеческой природы? Почему ограниченность человека сугубо зарезервирована им для исполнителей, а управленцы безупречны? Почему вопль о фундаментальной недееспособности и о злостном нежелании стать лучше — относится только к другим, а не к самому себе? Почему предприниматель столь уверен, что уж он-то сам и ближайшие соратники все делают правильно, а виноваты несомненно стрелочники? Да, ограниченность «девочки с ресницами» состоит в том, что она не видит жизни за пределами инстаграма, согласен. Но разве ограниченность самого предпринимателя не состоит здесь в том, что он в свою очередь не видит жизни за пределами «девочки с ресницами»? Проблема Адама не в том, что он когда-то съел фрукт, сорванный Евой, его проблема, что он только этим фруктом и продолжает питаться сегодня, и иного не допускает. Почему наш предприниматель, столь зорко усматривая соринку в глазу другого, бревна в глазу собственном упорно не замечает?
И в этом «благая весть», в этом «евангелие» для каждого из нас. Пессимистический факт о человеческой природе, факт «запятнанности» каждого из нас — одновременно есть и оптимистический факт о человеческой природе, факт о наличии персональных возможностей у каждого из нас. Каждый из нас может стать лучше по самостоятельной инициативе, не ожидая в этом благословений, разрешений и улучшений со стороны других — а уж тем более со стороны исполнителей. Давайте обратим внимание на наши действительные возможности, связанные с тем, что мы сами можем инициативно начать делать иначе, а не на иллюзорные возможности, связанные с тем, чтобы, прежде чем изменимся мы, изменились другие. Тот, кто решается на подобный шаг, вдруг видит, что его бизнес начинает кратно развиваться.
Не надо устраивать охоту на ведьм. А уж тем более не надо в бессилии опускать руки. Лучше проведите возможностную стратегическую сессию, найдите и реализуйте действительные возможности развития, которые полностью вам подвластны и не зависят ни от кого, кроме вас самих. Поверьте нашему профессиональному опыту, они есть в изобилии, каков бы ни был вид вашей деятельности!