Нужно отдать ему должное, российский #бизнес никогда не отличался особенной смелостью по отношению к власти. Любая его фронда априори была бунтом на коленях. Но сейчас даже и фронды уже не осталось. Даже и тени её.
Что прекрасно проиллюстрировала очередная эпохальная встреча с Владимиром Путиным.
Как сообщил РБК, на закрытой встрече с президентом Владимиром Путиным в рамках очередного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, который проходит в Москве, затрагивались темы судебной и правовой защиты предпринимателей, вопросы экологии и последствий международной повестки. Причём животрепещущий вопрос о защите бизнеса от излишнего рвения правоохранительных органов поднял… сам Владимир #Путин.
«Не называя конкретные случаи, но в целом разговор такой состоялся, и президент пообещал дополнительные шаги принять, чтобы те импульсы, которые он, в частности, в своём послании ежегодном делал, чтобы они транслировались по всей системе. <...> Конкретные какие-то случаи не упоминались, но мы все понимаем, о чём идет речь», — отметил глава #ВТБ Андрей Костин, отвечая на вопросы об обсуждении дела Майкла Калви. Глава совета директоров НЛМК Владимир Лисин, в свою очередь, сказал, что ситуацию вокруг компании Baring Vostok «почти никто не упоминал».
Точно такое же мы все понимаем вместо прямой речи было и по всем другим мало-мальски значимым вопросам текущей повестки дня. «Фактически не велась» и речь про санкции. «Говорилось, наверное, что будут усложняться взаимоотношения», — уточнил Владимир Лисин.
Иными словами, российский #бизнес в формате «откровенного разговора» окончательно перешёл на эзопов язык, лишь бы не огорчать первое лицо прямыми и неудобными вопросами. А то вдруг позовёт докторов в погонах ко всем сразу.
Собственно, эта запредельная осторожность начала проявляться ещё 15 лет назад во время «дела Ходорковского», когда опального бизнесмена арестовали и осудили по натянутому обвинению в неуплате налогов. Хотя все понимали, что наказан он был за политику. Ну а его компания, превосходившая в то время «Газпром» по капитализации, досталась правильным людям, давно имевшим интересы в нефтяной отрасли.
И уже тогда все капитаны бизнеса понятливо смолчали в тряпочку. Теперь же поводов для осторожных умолчаний стало не в пример больше. А «тряпочка» – намного ароматнее.
И кто только ляпнул, что для бизнеса нужна смелость?