60-е, 70-е, 80-е годы ХХ века в нашей стране являются расцветом детского книгоиздания, представленного в богатом жанровом разнообразии. В это же время фонды городских, школьных библиотек активно пополнялись книжными новинками. Традиционно в школах проводились тематические обзоры детских книг, библиотечные уроки, посвящённые знаменательным датам и важным темам в воспитании подрастающего поколения. В привлечении школьников к книге и чтению в обязательном порядке требовалось уделять внимание детской Лениниане , патриотическому воспитанию на примерах юных героев Гражданской и Великой Отечественной войн, теме социалистического труда, в частности, теме хлеба. К слову, до сих пор помню плакат в школьной столовой «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори!».
Большинство из них с говорящими обложками, качественными иллюстрациями и крупным шрифтом. Моё внимание привлекли две книжки, на обложке одной парнишка с приятной улыбкой на фоне хлебного поля, на обложке другой – аппетитный каравай, в обрамлении колосьев спелого хлеба. Книги неплохи, если отбросить обязательную идеологическую составляющую советского времени, для бесед с детьми о хлебе, о процессе выращивания, уборки, для воспитания бережного отношения к хлебу и уважения к людям труда.
Приведу историю из книги Людмилы Извековой «Что всего дороже?»
«Жил в древние времена царь. Звали его Мидас. Был он жадный и всё хотел стать самым богатым. И тогда попросил богов сделать так, чтобы он мог всё превращать в золото. Прикоснётся к любому предмету – тот становится золотым. Боги дали ему такую способность. Но скоро Мидас и сам был не рад. Потому что в золото превратилась и еда. Даже хлеб. И тогда он снова стал просить богов: не надо ему никакого золота, лишь бы хлеб был».
А вот ещё интересный факт, упоминаемый автором книги, о высказывании знаменитого русского ученого Климента Аркадьевича Тимирязева:
«Давно замечено, что мы не обращаем внимания на самые замечательные факты только потому, что они слишком обыкновенны. Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломоть хлеба, хорошо испеченного пшеничного хлеба… составляет одно из величайших изобретений человеческого ума…».
Само собой, информацию нужно адаптировать под день сегодняшний, многие атрибуты и понятия советского прошлого ушли навсегда, хотя, детям небезынтересно будет увидеть и герб РСФСР, и узнать что такое битва за урожай. С традиционным пафосным посылом ушедшего века автор завершает историю:
«В XXI веке… полю, земле понадобятся высокообразованные специалисты. И хлеб будущего века – это ваш хлеб, ребята. И ваше счастье».
Только современные дети вовсе не мечтают о профессии хлебороба, в топ самых популярных профессий XXI века она не входит.