Найти в Дзене
Путь писателя

Фокализация и с чем ее едят.

Когда пишешь историю от первого лица, то помни, что герой не знает всего того, что и автор. Одной из типичных ошибок является упоминание событий в рассказе, которых главный герой видеть не мог, и при этом повествование ведется от первого лица. Когда пишешь историю от лица персонажа, то важно сохранить ощущение у читателя, что он либо слышит ее от лица героя, либо сам живет в его шкуре. При первом варианте ее допускается упоминание, что, мол, «я уже потом узнал, что в это самое время мои друзья смогли добиться аудиенции у графа и вымолить прощение». Во втором варианте даже такое небольшое объяснение недопустимо, так как разрушает вживаемость в текст. Обращаю внимание на то, что лицо, от имени которого ведется рассказ, может и не быть главным героем. Примером такого текста может быть книга «Лунный камень», где первые главы рассказываются от лица дворецкого, затем от имени других персонажей, в том числе и третьестепенных. В случае написания текста от третьего лица важно помнить о таком по

Когда пишешь историю от первого лица, то помни, что герой не знает всего того, что и автор.

Одной из типичных ошибок является упоминание событий в рассказе, которых главный герой видеть не мог, и при этом повествование ведется от первого лица.

Когда пишешь историю от лица персонажа, то важно сохранить ощущение у читателя, что он либо слышит ее от лица героя, либо сам живет в его шкуре. При первом варианте ее допускается упоминание, что, мол, «я уже потом узнал, что в это самое время мои друзья смогли добиться аудиенции у графа и вымолить прощение». Во втором варианте даже такое небольшое объяснение недопустимо, так как разрушает вживаемость в текст.

Обращаю внимание на то, что лицо, от имени которого ведется рассказ, может и не быть главным героем. Примером такого текста может быть книга «Лунный камень», где первые главы рассказываются от лица дворецкого, затем от имени других персонажей, в том числе и третьестепенных.

В случае написания текста от третьего лица важно помнить о таком понятии, как фокализация. Лично у меня, когда читаю статьи о ней, возникает ощущение легкой паники, так много в них специализированных терминов и формалистских выражений.

Итак, выделяют три типа фокализации:

1. Нулевая фокализация. Представь, что историю тебе рассказывает всеведающий бог. Он может проникнуть в мысли любого персонажа, в любой момент его жизни. Ты словно паришь над миром и видишь сразу все, и можешь укрупнить и рассмотреть вблизи все, что захочешь. Пример такого текста - «Война и мир». При этом понятно, что читатель знает больше, чем отдельно взятый персонаж.

«Все гости совершали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их. Ma tante каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нынче было, слава Богу, лучше. Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтоб уж весь вечер ни разу не подойти к ней» («Война и мир» Л. Н. Толстой).

2. Внутренняя фокализация. Ты видишь мир глазами одного конкретного персонажа. И хотя в тексте этот персонаж упоминается в третьем лице, но читатель не может заглянуть за пределы его взора (это фиксированная фокализация), зато получает доступ к его мыслям, чувствам, эмоциям. Впрочем, писатель может и смещать свой прицел на другого персонажа - переменная фокализация. И даже показать одно и то же событие с точки зрения разных персонажей — множественная фокализация.

При внутренней фокализации читатель знает ровно столько же, сколько и персонаж.

3. Внешняя фокализация. Читатель словно получает доступ к глазам персонажа, но не может проникнуть в его мысли и чувства. То есть читатель знает меньше, чем персонаж.

«Экспресс из Барселоны должен был прийти через сорок минут. На этой станции он стоял две минуты и шел дальше, в Мадрид.

— Чего бы нам выпить? — спросила девушка. Она сняла шляпу и положила ее на стол.

— Ужасно жарко, — сказал мужчина.

— Давай выпьем пива.

— Dos cervezas. — сказал мужчина, раздвинув занавес.

— Больших? — спросила из-за двери женщина.

— Да. Две больших.

Женщина принесла две кружки пива и две войлочных подставки. Она положила их на стол, поставила на них кружки с пивом и взглянула на мужчину и девушку. Девушка смотрела вдаль, на гряду холмов; они белели на солнце, а все вокруг высохло и побурело» («Белые слоны» Э. Хемингуэй).

В одном тексте может быть и смешение нескольких типов фокализации, но к этому стоит отнестись внимательнее, так как может получиться адская смесь.

Еще немножко больших пушистиков и пернастиков от Александра Янссона.
Еще немножко больших пушистиков и пернастиков от Александра Янссона.