Индустрия видеоигр прошла долгий и тяжёлый путь к всеобщему признанию. К первым играм относились как к бесполезному, но забавному детскому развлечению. На данный момент, игровая индустрия - одна из самых прибыльных и быстроразвивающихся в сфере досуга и искусства, однако, она по-прежнему овеяна множеством застарелых стереотипов. Готов поспорить на свою душу, что вам как минимум пару раз за всю жизнь приходилось слышать что-то вроде “Опять в свои детские игрушки играешь. Повзрослей уже, инфантил” или “Игры делают из детей жестоких чудовищ и эгоистичных сволочей”. Однако, правда ли это? Действительно ли геймеры заслуживают такое порицание и давление со стороны старшего поколения? Сегодня я хотел бы развеять парочку-другую идиотских стереотипов о геймерах и видеоиграх в целом.
1)Игры вредят здоровью
Ещё в 460 году до н.э. великий философ, целитель и врач Гиппократ говорил, что «Все есть лекарство, и все есть яд – все дело в дозе». При желании, можно “упиться” обычной водой или угробить своё здоровье чрезмерными нагрузками или их полным отсутствием. У всего есть своя МЛД (малая летальная доза) и навредить здоровью можно даже казалось бы полезными для него вещами, если не знать в них меру. Однако, многие люди по-прежнему свято уверены, что гейминг крайне вреден для здоровья, способен посадить зрение или вызвать тяжёлую форму зависимости хлеще некоторых веществ… Но так ли это?
Начнём с того, что многие учёные уже не раз проводили эксперименты, которые опровергали “пагубное влияние видеоигр на здоровье” и даже наоборот показывали, что они могут быть полезны. Игры могут помогать лечить некоторые заболевания (как физические так и психические) и даже содержать свой разум (а если брать во внимание VR, то и тело) даже на старости лет и социализироваться даже хардкорным социофобам. Всё дело в том, сколько ты проводишь за ними времени. От пары-другой часов в день ты не превратишься в полуслепого голлума. А вот если упорно задротствовать сутками напролёт, забывая про гигиену, сон и нормальное питание, то результат более чем очевиден. Обвинять видеоигры во вреде здоровью, беря в качестве примера неадекватов, не отлипающих от консоли или компьютера - в корне неверно. Это всё равно что, к примеру, называть всех любителей рок-музыки немытыми говнарями, патлатыми сатанистами или оскотиневшимися обрыганами из-за пары индивидуумов, у которых в голове гуляет ветер.
2) В видеоигры играют только дети
Данный стереотип прочно засел в мозгах большинства представителей “Совкового” и постсоветского поколения наряду со стереотипами в духе “аниме и мультипликация априори для детей”. Всё дело в том, что в СССР не была так широко развита сфера развлечений подобного типа. Детвора в те года не имела ни компьютеров ни консолей а развлекала себя тем, что лупила палками крапиву, играла в казаков-разбойников или хулиганила. Отечественные мультфильмы почти все были ориентированы только на детскую аудиторию (что не отменяет их шикарности, естественно), а из зарубежных просачивались только те, которые соответствовали строгим правилам “совковых” комиссий.
Переубедить “совка” или доказать ему что “есть видеоигры для разных возрастных категорий” и “не думаю, что в детских видеоиграх могут быть кровь, кишочки и расчленёнка с матом” практически нереально и проще всего избегать эту тему. Есть, конечно, и нормальные люди, заставшие “Красную страну” и при этом не мыслящие по строгому шаблону, но, всё же, стереотип о “возрастном рейтинге игр” живёт и здравствует даже сейчас, в XXI век, в век высоких технологий, искусственного интеллекта и виртуальной реальности…
3) От видеоигр тупеют и становятся психами
Человеку свойственна такая ошибка как “обобщение”. Из-за пары поехавших идиотов всех геймеров считают психами. На вопрос “Почему тогда жестокие фильмы и книги не делают из детей психов? Почему не запретили ту-же “Бедную Лизу” или “Анну Каренину” за пропаганду?” обычно отвечают, что, мол, при чтении книги или просмотра фильма ты-всего лишь наблюдатель, а в игре ты ассоциируешь себя с главным героем.
Обычно, сторонники подобных убеждений никак не хотят принимать такой простой факт как то что “Жестокость и кровожадность заложена в человека природой так как была необходимой для выживания вида”. “Жестокие” видеоигры же наоборот являются чем-то вроде громоотвода. Представим такую ситуацию: Приходите вы с работы/учёбы в паршивом настроении. За весь день вам успели чёрт знает сколько раз нахамить и, проще говоря, изрядно испоганить день. Ненависть ко всему живому и двуногому прямо таки плещется в вас. Что вам стоит в таком случае сделать? Как насчёт зайти в тот-же DOOM 2016 и выпустить пар выбив всё дерьмо из парочки демонов. Из нормального человека игры никогда не сделают психа, ведь он чётко проводит грань между миром реальным и миром виртуальным. Психу же глубоко плевать на закон и на здравый смысл. Если у человека “протекает крыша”, то триггером для того чтобы “его состав тронулся” может стать что угодно - хоть серия “Ну погоди”, хоть песенка “Дружба начинается с улыбки”. И это не говоря уже о том, что у абсолютно каждой видеоигры есть возрастной рейтинг и противопоказания для людей с определёнными заболеваниями. Так что, если малолетний дурак играет в свои 12 лет в “GTA V” а потом матерится как негр из гетто, то это вина не разработчика игры, это вина родителей, которым абсолютно по-барабану на времяпровождение своего чада.
Что до “отупения” от игр, то тут всё ещё банальнее. Чаще всего так думают те, кто в видеоигры не играют. На деле же игры могут развивать критическое и стратегическое мышление, затрагивать темы морали и нравственности лучше поросшей плесенью “Отечественной литературной классики” и способствовать развитию логики и нестандартного мышления. И это не говоря уже про такие мелочи как “развитие мелкой моторики”, “изучение иностранных языков” и тому подобного…
4) Геймеры всегда одиноки
Пожалуй, самый забавный и абсурдный стереотип. По мнению его приверженцев, ни одна девушка не посмотрит на геймера даже если они останутся единственными выжившими на Земле а все друзья этого геймера - такие же обиженные жизнью задроты. На деле же, нет никакой связи между невозможностью завести отношения с противоположным (или своим, тут смотря у кого какие вкусы) полом и видеоиграми. Игры - всего лишь хобби и если кто-то пытается осуждать вас за него, то этому человеку можно только посочувствовать, ведь у него настолько всё плохо в жизни, что он пытается найти хоть кого-то, у кого, по его мнению, ситуация ещё хуже. Да чего уж лукавить, девушки геймеры сейчас уже не редкость. И они бывают очень даже милыми а не жирными чудовищами, как о них думают некоторые идиоты.
Что до дружбы, то тут всё ещё веселее. Видеоигры наоборот являются прекрасным способом завести друзей. Особенно, если ты интроверт или даже социофоб, которому тяжело контактировать с чужими людьми. Взаимодействие между игроками в сетевых играх и атмосфера командной работы прямо таки распологает к тому чтобы игроки подружились. А если ещё учитывать тот факт, что благодаря играм можно найти друзей даже на другом конце планеты, то тут получаются вообще сплошные плюсы.
5) Игры не приносят никакой пользы и, соответственно, геймеры занимаются пустой тратой времени.
Начнём с того, что видеоигры - это форма досуга. Главная цель досуга - отдых и интересное времяпровождение. Мы смотрим фильмы, читаем художественную литературу и играем в игры не ради того чтобы “духовно возвыситься”, “прокачать свои навыки” или чего-то в этом духе. Мы делаем это ради того чтобы отдохнуть, выпустить пар, узреть интересную историю или чтобы, банально, убить время. К тому же, игры как раз таки приносят пользу. Разные жанры видеоигр могут “прокачивать” разные навыки геймера вроде стратегического мышления, возможности следить одновременно за большим количеством объектов, скорости реакции, внимательности и тому подобного. Некоторые игры могут неплохо “подковать” человека в знании истории, искусства или даже науки.
Неспроста же появились шутки в духе “Прошёл Steins;Gate - стал шарить в физике на уровне учёных” или “Учил историю по Assassin’s creed”. Плюс ко всему, как и многие другие виды художественных произведений, видеоигры могут выполнять воспитательную функцию или положительно влиять на мировоззрение человека. Они могут снять с человека “Розовые очки”, показать что мир не делится на чёрное и белое, научить ставить себя на место другого человека. Ну а срачи с токсичнымиигроками в чате могут прокачать навыки риторики и пополнить ваш “словарь” новыми особо забористыми и многоступенчатыми осокорблениями на разных языка, чего-ж лукавить.
К сожалению, стереотипы о геймерах будут жить до тех пор, пока либо не исчезнут все представители “старшего” поколения и люди с закостенелостью взглядов, которые как раз таки и относятся предвзято к тому, что не способны понять, либо пока человечество разом резко не поумнеет. Хотя, руку даю на отсечение, скорее на эту планету свалится обещанный всякими параноиками метеорит или случится какой-то иной катаклизм, который уничтожит человечество нежели все люди разом возьмут и осознают, что их личное мнение - не абсолют и чем-то отличаться от других - это нормально и даже хорошо...