Найти тему
АвтоЭкскурс

Можно ли ездить на праворульном автомобиле в леворульной стране?

Венская конвенция о дорожном движении однозначно это разрешает — если автомобиль имеет техосмотр, выданный страной учета, то он может въезжать в любую другую страну (лишь бы не слепил встречных — соответствующие сектора фар нужно заклеить). А вот поставить машину с неправильным рулем на учет можно не везде. Где-то это сопряжено со сложностями, где-то невозможно вообще. Но российская ситуация угнетения «неверных» нетипична.

В Японии, например, леворульные машины в почете — на импортных Mercedes и BMW ездят уважаемые люди. В США правый руль завозят редко, но, например, легендарный Nissan Skyline GT-R продавался только с правым рулем, и ездит их по американским дорогам достаточно.

Некоторые автомобили специально выпускаются с «неправильным» рулем. Например, почтовые фургоны в США делаются праворульными — чтобы водитель мог опускать письма в ящик, не выходя из машины. Праворульным был и почтовый ИЖ-«каблучок» в СССР. Также праворульными, вплоть до середины 60-х годов, были многие итальянские автомобили. Alfa Romeo и Lancia считали, что почтенным сеньорам, владельцам дорогих машин, пристало выходить прямо на тротуар. Кроме того, при езде по альпийским серпантинам так лучше видно край пропасти!

Day H — так назывался переход Швеции на правостороннее движение. Референдум о необходимости подобного перехода власти провели в 1955 году. На нем 85% шведов высказались против изменений. Но спустя 8 лет правительство все-таки решило осуществить переход, уже не спрашивая население.

Со скандинавской щепетильностью были проделаны огромные подготовительные работы — установлены дорожные знаки и светофоры с обеих сторон дороги, выпущены переходные автобусы с дверями с двух сторон, была нарисована новая разметка (белого цвета вместо старого желтого), на односторонних улицах на другую сторону перенесли автобусные остановки.

Одновременно велась мощная пиар-деятельность. Логотип Day H печатали даже на нижнем белье. В итоге его раскрутили так, что он стал для шведов более узнаваемым знаком, чем серп и молот для россиян. По радио крутили специально написанную песню «Держи вправо, Свенссон».

В воскресенье 3 сентября 1967 года в 4.50 утра все автомобили остановились. А в 5.00 продолжили движение уже по правой стороне. В столице запрет на движение длился больше суток. Первое время в стране действовали строгие ограничения скорости. В итоге не было зафиксировано ни одного ДТП, связанного со сменой схемы движения.

Сложнее смена движения прошла в японской префектуре Окинава. С 1945 по 1972 год она находилась под контролем США, и в 1978 году властям пришлось переходить с установившегося правостороннего на левостороннее движение. Несмотря на все принятые меры, переход ознаменовался многочисленными авариями, в том числе лобовыми столкновениями автобусов — водители путались при проезде перекрестков.

У Японии, Австралии и Великобритании нет сухопутных границ, а значит, и проблем с соседями (в евротоннеле под Ла-Маншем автомобили ездят только в вагонах). Но существует немало сухопутных границ, где автомобилистам приходится менять сторону дороги.

Если для африканских стран при их трафике в полторы старых «Тойоты» в час это не так страшно, то, например, на пограничном пункте между Китаем и Макао построена внушительная развязка, проехав которую, автомобилисты оказываются на противоположной стороне дороги. Аналогичная развязка действует на пограничном пункте между Таиландом и Лаосом.

А одно из самых красивых сооружений должно появиться между Китаем и Гонконгом — остров с материком предполагается связать автомобильным мостом, который будет скручиваться в «косичку», меняя полосы движения.

Авто
5,66 млн интересуются