Найти тему
📚 МемуаристЪ

Как британцы сбили самолет Сталинской делегации к Рузвельту

Май 1942 года. Сталин поставил перед дипломатами задачу во что бы то ни стало добиться заключения официальных союзных договоров с Британией и США. Западные политики вовсе не спешили навстречу с распростертыми объятиями! Дошло до покушения на советскую делегацию. К сожалению, покушения успешного.

Сталиным двигал не праздный интерес. Союзные договора после Победы в 1945 году лягут в основу признания той самой Линии Керзона. Проще говоря - станут основанием сохранить в составе СССР западные области Украины и Белоруссии, а не возвращать их Польше.

Хитрые бритты от подписания союза с СССР виляли как могли. С американцами дело обстояло еще хуже, до бомбардировки Перл Харбора японцами наши заокеанские "партнеры" изображали нейтралитет, ни нашим, ни вашим.

Ощутимо получив от японцев по носу, Рузвельту пришлось резко менять позицию. Тем не менее, договора о союзе со Сталиным никак не получалось.

Сталин поручает команде наших дипломатов организовать переговоры с Рузвельтом в США. Основной вопрос повестки - открыть второй фронт в Европе! Попутно - союзный договор, плюс условия ленд-лизовских поставок американского горючего и техники.

Добраться до США в тот момент - непростая задача. Кораблем или обычным самолетом через горящую в Войне Европу не добраться.

Принимают решение повторить рекордный беспосадочный перелёт Чкалова: Москва-Канада-США. Организовать всё дело поручают легендарному маршалу авиации, пилоту, налетавшему в Аэрофлоте миллион километров - Александру Голованову.

Лететь, как и положено бойцам Дальней Бомбардировочной, собирались на самом "дальнобойном" советском самолёте - тяжелом бомбардировщике седьмой серии. При тех скоростях - это трое суток непрерывного полёта. Решают сделать промежуточную посадку маршрута в британской столице.

Для отработки маршрута из Москвы в Лондон отправляют на ТБ-7 экипаж Асямова. О том, что после им предстоит везти секретную советскую делегацию в США держали в тайне даже от экипажа.

Можно предаваться домыслам и спекуляциям, кто же именно погубил советский экипаж. А можно обратиться к воспоминаниям непосредственного свидетеля - маршала авиации Голованова.

Он прямо пишет - доказательств, естественно, нет, но зная насколько опытными и осторожными были его бойцы, другой версии кроме ! покушения попросту невозможно представить. Британские военные зачем-то приглашают наш экипаж радушно осмотреть технику и аэродромы "будущих союзников".

Летели из британской столицы на базу Ист-Форчун и обратно. Вез наших пилотов британский "Хевиленд Фламинго", на борту - десять человек.

На подлёте к столице самолёт загорелся и разрушился в воздухе. Спастись не удалось никому, в т.ч. четырем британским лётчикам и двум высокопоставленным офицерам Интеллиджент Сервис.

На техническую неисправность списать такое невозможно. Очевидно, некие политические силы в Британии очень сильно не хотели союза Сталина с Рузвельтом. На тот момент даже сэр Уинстон был против этого договора!

Бритты сделали "красиво", не пожалели двух своих разведчиков, создали комиссию и концы в воду. Для советской дипломатической миссии - провал, лететь в США не на чем!

Сталин снова вызвал Голованова. Любопытно, по мемуарам маршала выходит и вождь ни на мгновение не сомневался в причине случившегося:

- Отличные у нас соратнички, гляди в оба и во все стороны! Как планируете решать задачу? Время не ждет!

Ситуацию спас легендарный пилот полярной авиации Эндель Пусэп. Тот самый, что вместе с Водопьяновым летом 1941 года, в самом начале Войны, летал бомбить Берлин в дальние рейды. На тот момент Пусэп ' тоже был в Великобритании.

В одиночку провести суточный перелёт в Москву, без экипажа - дело невиданное! Но Пусэп справился, пригнал наш ТБ-7 домой! Он же повезет новый экипаж и наших дипломатов в Британию и США на переговоры.

Переговоры Молотов провел блестяще. Добился подписания союзных договоров и американцами и англичанами! Приказ товарища Сталина был выполнен.