Предисловие.
Тема действительно большая и сложная, но в рамках одного ФЗ 150 не уместится, ибо есть НПА, которыми руководствуются медицинские учреждения, надзорные органы, и обойти стороной некоторые ну уж совсем не получится, но о них немного позже. Пришлось сократить повествование до состояния "вкратце". Коротко всё равно не получилось. Так что наберитесь терпения ознакомиться с изложенным, впрочем, всё по порядку. По полочкам.
ГЛАВА 1.
ФЗ 150 ст. 13 устанавливает:
Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и форма медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
То есть:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 30 июня 2016 г. N 441н
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА НАЛИЧИЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К ВЛАДЕНИЮ ОРУЖИЕМ И ХИМИКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НАЛИЧИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ МЕТАБОЛИТОВ.
Вот теперь придётся выйти за рамки ФЗ 150.
Приказ МЗ 441н
Медицинское освидетельствование проводится в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинские организации), независимо от их организационно-правовой формы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием", "офтальмологии".
'независимо от их организационно-правовой формы' - то есть, в любой: частной, муниципальной, областной, краевой, и так далее.
'имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности' - вот эта формулировка отсылает к ФЗ 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
46) медицинская деятельность
В ФЗ 323"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" так же указывается, что медицинская деятельность лицензируется, но упоминается лицензирующими подразделениями здравоохранения. И об этом чуть позже немного придётся коснуться.
Примечательно то, что с введением сего положения, медицинская деятельность перестала существовать как лечебно-профилактическая и стала по сути сферой оказания медицинских услуг, в основном платных.
ГЛАВА 2
Состав медицинской комиссии.
Устанавливается приказом главного врача медицинского учреждения.
Уже выяснили, что для этого необходима лицензия на этот вид деятельности. На основании лицензии зам.главного врача по медицинской работе - нач.мед (он же председатель клинико-экспертной комиссии) формирует состав врачей, входящих в комиссии (по виду лицензированной деятельности): КЭК, на оружие, и тому прочие.
Но для того, чтобы лицензировать сам вид деятельности, руководителю при соискании лицензии необходимо подать в лицензирующий орган данные:
Положение о лицензировании медицинской деятельности
4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
в) наличие:
у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности:
не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования;
не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются:
е) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте "в" пункта 4 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования, сертификатов, стажа работы по специальности;
ж) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте "д" пункта 4 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
http://base.garant.ru/70164724...958/#block_1000
То есть, в состав 'оружейной' мед. комиссии и для того, чтобы эта деятельность была лицензирована, подбираются врачи специалисты, эксперты, имеющие соответствующие сертификаты и стаж работы по специальности. Врачи могут работать по совмещению в нескольких мед.учреждениях и в составах различных мед.комиссий.
Не буду углубляться в эту тему, но там как весьма не так просто получить лицензию, так и легко лишиться оной. Ну совсем нешуточная система. Прокуратура и Роспотребнадзор постоянно мониторит как мед.учреждения, так и лицензии, такая специфика. Жесткий контроль. В том числе и по делопроизводству, связанному с документами, для оформления которых законом определено лицензирование деятельности.
ГЛАВА 3
Медицинская комиссия по месту жительства.
ФЗ 150 ст. 13:
Осмотр врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации.
Здесь всё ясно и понятно: по месту жительства обратились в мед.учреждение, по месту жительства собрались справки из НД и ПНД (считай одним заходом), получили мед.заключение ф. 002 и 003. Особо ничего примечательного.
Но. Будь мед.учреждение хоть трижды по месту жительства, но не имеющее лицензии - мед.заключение не имеет юридической силы и вполне без сомнения инспектором ЛРО может быть вынесен законный отказ в приёме незаконной бумаги.
ГЛАВА 4
Медицинская комиссия не по месту жительства (или по месту пребывания).
Здесь не буду касаться регистрации по месту пребывания, ибо к прохождению мед.комиссии она отношения никакого не имеет. Тем более мед.комиссия - услуга платная, так что имеете полное право обратиться в мед.учреждение не по месту жительства и вам за ваши деньги не откажут в обращении.
Также не ограничивают по месту пребывания:
ФЗ 150
Осмотр врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации.
Приказ МЗ 441н
5. Осмотр врачом-психиатром при проведении медицинского освидетельствования осуществляется в медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации, проходящего медицинское освидетельствование (далее - освидетельствуемый), имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "психиатрии" и "психиатрическому освидетельствованию".6. Осмотр врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования, а также качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого, осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства (пребывания) освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "психиатрии-наркологии" и "лабораторной диагностике" либо "клинической лабораторной диагностике".
Итак, при обращении не по месту жительства и даже без регистрации по месту пребывания возникают некоторые моменты, связанные с получением необходимой документации из НД и ПНД по месту регистрации, ибо это единственные территориальные подразделения, владеющие первичной информацией, анамнезом, архивными мед.документами. В эру электронных технологий сие получить очень просто - на уровне составления договора на проведение мед.комиссии (за стойкой регистратуры) оплачивается услуга запроса в учреждение по месту регистрации. Обычно ответ занимает от 3-х до 5-ти рабочих дней (может и раньше, и позже). Ведомственное взаимодействие налажено и активно используется для получения необходимой информации, тем более, когда необходимо получение мед.документации с места регистрации обратившегося.
И вот, получив ответ из НД и ПНД по месту регистрации, врачебная комиссия приобщает документы в медицинскую карту, устанавливает статус на момент освидетельствования и законно выдаёт медицинские заключения. И в прямолинейном понимании "законом установленное" обращение в НД и ПНД по месту регистрации имеется, в виде официальных запроса и ответа.
Заключительная часть.
При наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием", медицинское заключение, полученное не по месту регистрации, имеет юридическую силу. Как разобрались выше - с имеющейся документацией из мед.учреждений по месту регистрации. И нас, как потребителей услуг, механизмы оказания услуги не волнуют, нам интересен результат в виде бланка 002-О/у с указанием наименования мед.учреждения, реквизитов юр.лица - ОГРН, сведения о лицензии. Даже если нет сведений о лицензии, по сведениям из ЕГРЮЛ можно выяснить наличие необходимой лицензии, хоть с телефона-смартфона.
И уж лицензионно-разрешительные подразделения не имеют никакого права отказать принять мед.заключение, выданное лицензированным мед.учреждением, ибо вкупе с вышесказанным ещё и нарушаются права потребителя