Война в Афганистане была непростой. И одним из усложняющих факторов выступали особенности местности. Более половины площади страны занимают горы и возвышенности с крайне малочисленной растительностью. Из-за скал и скоплений камней обнаружить цель на земле крайне сложно. А еще - высокая температура около 50 градусов по Цельсию, частые пылевые бури, перепад высот от ущелий до горных хребтов.
Рельеф однообразен и визуальное ориентирование, которое было основным принципом передвижения авиации, было затруднено. Использование наземных радиотехнических систем обеспечения полетов было ограничено из-за гор. Базы и аэродромы советских войск были как островки в недружелюбном мире.
Мелкие группы моджахедов при необходимости прятались в горах или в долинах на севере. Но, после того, как советские войска покидали ту или иную местность, повстанцы возвращались, сводя на нет результаты тяжелых боев.
Для эффективной огневой поддержки с воздуха советским командованием было принято решение использовать вертолеты. Учитывая особенности местности, была разработана особая тактика, согласно которой наземные группы войск вытесняли повстанцев на открытое пространство, где по целям начинали работать вертолеты.
Помимо боевых задач «вертушки» сопровождали колонны автотехники, патрулировали местность, эвакуировали сбитых летчиков и участвовали в снабжении Контингента.
Вертолеты превратились в аналог воздушного танка, которому были совершенно не страшны ухабы местных дорог. Все имеющиеся плюсы эксплуатации сделали эту технику самыми важными целями для моджахедов.
Тактика, которую зачастую использовали повстанцы, была следующей: дать вертолету благополучно миновать их скрытые огневые позиции, а затем атаковать вдогонку. В начале лета 1980 года для решения этой возникшей ситуации на вооружении советских войск в Афганистане впервые появились Ми-24 с, оборудованными пулеметами для стрельбы в направлении, противоположном движению машины.
Ми-24 обладал корпусом, частично защищенным броней. Первоначальная комплектность вооружения состояла из крупнокалиберного пулемета, блоков неуправляемых реактивных снарядов и двух пар противотанковых управляемых ракет, входящих в комплекс «Фаланга-М».
С течением времени машины проходили проверку боем, копилась потребность новых технических решений. Это приводило к появлению различных модификаций. Наиболее массовым стал Ми-24В - модификация с четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 на подвижной установке УСПУ-24, 16-ю противотанковыми управляемыми ракетами и блоками неуправляемых авиационных ракет.
Помимо этого, машина могла взять на задание бомбовое вооружение. Вертолетам Ми-24 была отведена одна из ведущих ролей в 40-й армии, и к пику Афганской было задействовано более 250 машин.
Основная тактика боя была следующей: с расстояния около 1500м Ми-24 выпускал ракеты, а при сближении с противником до 800м начинал свою смертоносную работу пулемет. Неуправляемые авиационные ракеты поражали все живое в радиусе 10 метров и более, а для более укрепленных сооружений использовались авиабомбы 250 и 500кг. Четырехствольный пулемет позволял вести прицельный огонь и прошивал стены до полуметра толщиной.
Для переброски групп спецназа, а также для операций, требующих десантирования или разведки, использовались вертолеты Ми-8. Его модификация Ми-8МТ многими считалась гораздо более подходящей для действий в условиях рельефа Афганистана.
Однако особенности боев брали свое, и доля Ми-24 в вертолетном парке со временем достигла половины состава. При этом стали достаточно распространены звенья из Ми-8 и Ми-24, которые дополняли маневренность и ударную силу друг друга.
Нагрузка на вертолетчиков в Афганскую войну была колоссальной. У отдельных экипажей количество вылетов доходило до 1000 в год. Большое количество аварий происходило не из-за попадания оружия моджахедов, а по причине экстремальных условий боя. Пилоты зачастую были вынуждены выходить на рискованные режимы полета, рискуя жизнью.
Военный конфликт в Афганистане сыграл важнейшую роль в развитии отечественного вертолетостроения. Были разработаны новые высотные двигатели, усовершенствованные пылезащитные устройства, разработана защита от переносных зенитных ракетных комплексов.
Вертолеты и их экипажи стали одним из символов Афганской войны, героями многих песен и фильмов.
Читайте так же:
Чтоб сияли ордена все грани и блестели славные медали
Адмирал Горшков — путь по морским волнам
Главная дата февраля
Подвиги героев Афганской войны
Охотник на «Тигров» и «Пантер» - тяжелый танк ИС-2
История имени «императорского» города
Легенда высшего пилотажа — Петр Николаевич Нестеров
Таинственная «Элли» — история символа автомобилестроения
Волшебная сила Почты – сквозь время и пространство
5 привычек миллионеров – лайфхаки на каждый день
Самые знаменитые исполнители афганских песен
Подписывайтесь на наш канал: Кнаграде