Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Что могут помнить картины Гуннель Вальстранд?

Шведская художница Гуннель Вальстранд (Gunnel Wåhlstrand) окончила Академию художеств в Стокгольме. Художественная практика Вальстранд интересна тем, что её связь с фотографическим контекстом нельзя назвать буквальной — она не фотограф в прямом смысле, однако это не помешало ей поместить свои работы в фотографическую традицию живописными средствами.

За работами Гуннель стоит личная история. Её отец покончил с собой, когда она была ещё в младенческом возрасте. В детстве Гуннель любила играть с коробками семейных фотографий. Она погружалась в этот ушедший, несуществующий для неё мир. Дед Вальстранд был фотографом-любителем, много снимал свою семью, детей. Фотографии относятся к 50-м и 60-м годам прошлого века. На них предстаёт мир шведского послевоенного оптимизма и состоявшаяся счастливая семейная утопия, место которой — в прошлом.

Посмотрите видео, в котором художница рассказывает про портрет матери. В нём вы увидите картину в деталях

Гуннель не могла помнить своего отца, трагедия случилась, когда ей был всего один год, а самые ранние воспоминания сформировались позже. В одном из интервью она объясняет:

«Будучи уже взрослой я искала отца каждый день. Я поняла, что именно эти фотографии из отцовской коробки заложили основу моего бытия, и необходимо найти технику, которая позволяет оставаться в этих мотивах как можно дольше. Работа тушью как способ достижения спокойствия, что-то вроде молитвы».

Работа тушью, чернилами — процесс медленный и кропотливый, от автора требуется концентрация, так как ошибка в деталях сразу становится заметной.

Anna-Lena, 2012-2013. © Gunnel Wåhlstrand
Anna-Lena, 2012-2013. © Gunnel Wåhlstrand

«Прежде чем начать новую работу, я смотрю на фотографию и чувствую, что внутри фотографии лежит нечто важное, и через рисование я могу это понять. Предметы и природа, все что окружает меня — это как безмолвный свидетель — они держат правду», — проясняет свои мотивы Гуннель Вальстранд.

By the Window / Vid fönstret, 2003. © Gunnel Wåhlstrand
By the Window / Vid fönstret, 2003. © Gunnel Wåhlstrand

Масштаб работ Вальстранд превышает размер оригинальных фотографий в сотни раз. По её словам, изображения должны быть физически больше, чем она сама. Вальстранд декларирует, что хочет открыть всё скрытое в снимке, не упуская мелких деталей.

The Beach / Sandstranden, 2016. © Gunnel Wåhlstrand
The Beach / Sandstranden, 2016. © Gunnel Wåhlstrand

Утверждать, что Вальстранд всего лишь мастерски копирует фотографии из прошлого, было бы ошибкой. Но и говорить о том, что копирование — это попытка вызвать в памяти ушедшие события также неверно. Вспомним, что в основе работ Вальстранд фотографии тех моментов прошлого, в которых она не могла присутствовать, а значит, не могла и помнить. Причём это прошлое — её родовое.

Одна из самых важных картин Гуннель Вальстранд «Первый день Нового года». На картине пространство шведского дома в густавианском стиле, на среднем плане женщина, очевидно мать, отстранённо смотрит в камеру, позади неё в проёме мальчик в парадном костюме, в зеркале отражается профиль безмолвного мужчины, в застекленной картине справа — силуэт мальчика, герметичный мир скрытых связей, бесстрастная и глубоко напряженная сцена как кадр из фильма Бергмана. Невозможно предположить что там, внутри этих отражающих поверхностей, может быть скрыто столько страсти и страхов.

The End of July / Slutet av Juli, 2018. © Gunnel Wåhlstrand
The End of July / Slutet av Juli, 2018. © Gunnel Wåhlstrand

Живописная работа Вальстранд — это попытка художницы за счёт повторения деталей найти своё место в чужом и одновременно близком ей воспоминании, находясь всегда наравне со зрителем — за пределами картинной плоскости.

Работы Гуннель Вальстранд — пример деликатной, сдержанной работы с интимным пространством, которое близко опыту каждого человека, и от этого имеет шанс стать коллективным. Она создает зеркальное прошлое, вторую реальность, не только поворачивая время вспять, но вгрызается в него в попытке найти в нем новые смыслы и расстановки: персонажи, казавшиеся на снимках типичными образами из середины прошлого века, предстают конкретными личностями. Мать, отец, братья — они вновь обретают имена собственные.

Текст: Михаил Борисов

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.