Найти тему

ТВОРЧЕСТВО ОФИЦЕРОВ РОССИИ

ВЫПУСКНИКИ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Ильяс ГАЛЕЕВ, подполковник в отставке

Во всех человеческих обществах армейский строй, строй вооруженных мужчин, двигающихся в такт какой-либо музыке или барабанному бою, был одним из начал культуры. Что такое, например, движение людей строем, как не зародыш театрального действия? Или яркие костюмы древних воинов, их вождей? Это и прикладное, и изобразительное искусство.

В армии культура не только рождается, но и, развиваясь, «закрепляется» на века. Вот почему даже в таких небольших государствах, как Швейцария (и не только она), где не воюют уже столетия и воевать не собираются, армию усердно сохраняют в неприкосновенном виде. Европейцы хорошо понимают — беречь без армии культуру, под которой, прежде всего, подразумевается исторический опыт народа, просто невозможно. К тому же если разрушить армию, из страны выпадает тот камень, на котором зиждется все общество.

Давайте заглянем в более позднюю эпоху развития общества — в новый и новейший периоды истории России. И далеко не случайно, что величайшие писатели, музыканты, живописцы и другие представители культуры были русскими военными, будучи «одинаково искусны и в сражении, и в искусстве». Офицерская среда дала не только талантливых полководцев, но и многих выдающихся деятелей культуры. Примерно каждый третий литератор того времени был военнослужащим или выходцем из этой среды.

Российские военно-учебные заведения наряду с военно-профессиональной подготовкой традиционно давали добротное образование в гуманитарной и других областях. В результате такой образовательной политики государство и общество получили не только уникальный офицерский корпус, во многом определивший успехи России на полях сражений, но и блистательных деятелей науки, искусства и образования. Это родоначальник профессионального русского театра Ф.ГВолков, руководитель Академии наук Н.Н.Новосильцев, куратор Московского университета И.И.Меллисино, художники П.А.Федотов, В.В.Верещагин, Н.А.Ярошенко, скульптуры Ф.П.Толстой и П.К.Клодт, видный ученый-филолог, академик А.Х.Востоков, философ Н.А.Бердяев, композиторы М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корса-ков, Ц.А.Кюи и А.А.Алябьев, выдающиеся учёные и руководители учреждений военного образования, продолжавшие политику подготовки офицеров, на-целённую на формирование всесторонне развитой личности.

В военно-учебных заведениях были созданы условия для языкового развития учащихся. Не случайно Морской корпус (в разное время именовавшийся Морским кадетским, Морским училищем) не только взрастил блестящую плеяду путешественников-этнографов, но и дал русской культуре непревзойденных лексикографов, внесших значительный вклад в развитие русской филологической мысли, - А.С.Шишкова и В.И.Даля. Причем оба занимались исследованием русского языка без отрыва от своей основной профессиональной деятельности. Их судьбы служат ярким примером проявления тех личностных качеств, которые формировала русская военная школа, - гражданина и защитника России, воина мыслителя, созидателя, творца, обладавшего энциклопедическими знаниями и разносторонними талантами.

Адмирал, писатель и лингвист, президент Российской академии наук А.С.Шишков вместе с Г.Р. Державиным возглавлял литературное общество «Беседа любителей русского слова». Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» и писатель В.И.Даль зарекомендовал себя блестящим военным врачом в Русско-турецкой войне 18281829 гг. и Польской кампании 1831 года, стал медицинской знаменитостью столицы России, за естественно-исторические работы был избран членом корреспондентом Академии наук, затем удостоен Ломоносовской премии и звания почётного академика. Сын иноземцев, В.И.Даль относил себя к русским, доказав свою преданность нашему Отечеству на полях сражений и мирными трудами. Он утверждал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народности. Дух, душа человека - вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Укреплению духа и развитию юных душ в российском военном образовании отводилась ведущая роль. Важнейшим инструментом выполнения этих задач был родной язык.

Конечно же, образовательный процесс в военно-учебных заведениях не был лишен недостатков. Одна из причин — нехватка подготовленных педагогов, вызванная их низким статусом, составляющими которого были принадлежность к недворянским сословиям и низкий уровень оплаты. В отличие от учащихся-дво-рян преподавателями в основном становились лица духовного звания и выходцы из мещан. На уровень преподавания влияло и то, что поначалу отсутствовали системные представления о структуре подготовки по каждой области знаний, программы, учебники и пособия.

И всё же, несмотря на недостатки в военно-учебных заведениях, постепенно складывался комплекс позитивных факторов образовательного процесса. Положительную роль играл и закрытый тип военно-учебных заведений, благодаря которому образовательный процесс шёл в условиях особой среды, внутреннего микроклимата, обеспечивающих не просто передачу знаний, а, как сказано в Уставе Императорского Царскосельского лицея, «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы

Государственной». К слову, выпускники этого учебного заведения направлялись не только на гражданскую, но и на военную службу. Например, 40 процентов знаменитого первого, «пушкинского» выпуска пополнили офицерский корпус. В гвардию вышли семеро (А.П.Бакунин, В.Д.Вольховский, С.С.Есаков, А.А.Корнилов, И.В.Малиновский, И.И.Пущин, А.Ф.Саврасов), в армейские полки — пятеро. А Ф.Ф.Матюшкин стал известным русским мореплавателем, исследователем Арктики, окончившим службу адмиралом.

В военно-учебных заведениях наряду с преобладанием военной составляющей сложилась гуманитарная направленность образования будущих офицеров, которая способствовала всестороннему, гармоничному развитию личностных качеств, в том числе языковых способностей и литературных талантов. В учебных заведениях широко практиковался выпуск журналов, газет и занятия изящной словесностью...

Первым из питомцев военно-учебных заведений, чьи таланты раскрылись на ниве русской словесности, по критерию известности можно назвать выпускника Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров М.Ю.Лермонтова. В ней также учились военный писатель и историк И.И.Ореус, мемуаристы П.А.Степанов,Д.ГКолокольцев, знаменитый географ-путешественник П.П.Семёнов-Тян-Шанский.

Из Главного инженерного училища вышли Ф.М.Достоевский и Д.В.Григорович. Михайловское артучилище окончил известный русский общественный деятель, автор многочисленных сочинений М.А.Бакунин. В Пажеском корпусе учились поэт Е.А.Баратынский, писатель, просветитель, философ А.Н.Радищев, профессор русского языка в Дерптском университете писатель Г.А.Глинка, теоретик анархизма П.А.Кропоткин. Из Морского корпуса наряду с упомянутыми ранее Шишковым и Далем вышел автор известных морских рассказов К.М.Станюкович. В Сухопутном шляхетском кадетском корпусе учились издатель и писатель Ф.В.Булгарин, филолог и поэт академик А.Х.Востоков, один из создателей Козьмы Пруткова А.М.Жемчужников, во 2-м Московском — писатели А.И.Куприн и Н.Н.Елчанинов. Оставил след в русской словесности питомец военно-учебного заведения философ Г.В.Плеханов.

Русские офицеры XVIII — начала ХХ веков были не только знатоками и ценителями духовных ценностей мировой и отечественной культуры, они также по праву могут считаться и их создателями.

Из числа офицеров-декабрис-тов наиболее крупными поэтами были К.Ф. Рылеев, А.И.Одоевский, В.Ф. Раевский, братья А.А. и М.А. Бестужевы, Ф.Н. Глинка. Патриотический дух декабристов унаследовали офицеры А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, К.П.Батюшков, В.И. Даль, Л.Н. Толстой и десятки великолепных поэтов и прозаиков. Герой Отечественной войны 1812 года генерал Д.В.Давыдов был также признанным поэтом.

Начало новой эпохи русской общественной жизни расширило круг проблем и в литературе. Ответы на ставшие вопросы давали и произведения писателей офицеров К.К. Случевского, С.Я. Надсо-на, В.В. Крестовского, Н.Г. Гарина-Михайловского, В.М. Гаршина и других.

Российским военным в ХХ веке выпала нелегкая судьба, на их долю пришлось немало испытаний. Тем не менее, армия растила в своих рядах поэтов и писателей. Достаточно назвать несколько известных имён, посвятивших часть своей жизни службе в армии: Н.С. Гумилев, Б.А. Лавренев, В.В. Вишневский, М.А. Шолохов, Д.А.Фурманов, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, Э.Г. Казакевич, А.Т Твардовский, Муса Джалиль, Гумер Баширов, Мустай Карим, Анвер Бикчентаев, Нажиб Асан-баев, Ибрагим Абдуллин, Азат Магазов.

Следует кратко рассказать также о менее известном, недоступном широкой отечественной аудитории творчестве русских офицеров и генералов, оказавшихся в эмиграции. Покинув после событий второго десятилетия ХХ века пределы Отечества, немало выпускников военноучебных заведений создали обстоятельные публицистические произведения, исследования русской военной истории, художественные произведения и объёмную мемуаристику, отражавшую события Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Они стали авторами выходивших за границей изданий «Вестник военных знаний», «Морской сборник», «Русская мысль» и других.

В зарубежье выходило немало кадетских журналов и сборников, наполнявшихся хроникой, мемуаристикой, дневниковыми публикациями, поэтическими, драматическими и беллетристическими сочинениями. В их числе «Кадеты», «Суворовцы», а также «Военная быль», редакция которого способствовала выпуску альманахов, книг и брошюр, составивших целую библиотеку.

Обширный пласт эмигрантской литературы — воспоминания, в которых предприняты попытки осмысления переломных событий российской истории. В числе таких произведений — «В борьбе за Россию» П.Н. Врангеля, «Ледяной поход. Воспоминания 1918 г.» А.П.Богаевского, «Пережитое» Б.Н. Сергеевского, «Крым в 1920 году» Я.А. Слащова, «Путь к Голгофе русского флота» И.А. Кононова, «Донские казаки» И.А. Полякова и многие другие.

События Русско-японской войны отразили в своих произведениях В.В.Чернавин, а также автор книги «Оборона Порт-Артура» А.В. Шварц.

След в русской словесности, оставленный перечисленными и многими другими выпускникам военно-учебных заведений Российской империи, позволяет сделать вывод: в творчестве представителей офицерского корпуса отразились созданные в военно-учебных заведениях дореволюционной России условия для формирования всесторонне развитой личности, определившие блестящее языковое развитие профессиональных защитников Отечества. Они обеспечили появление такого феномена русской культуры, как воин-мыслитель, воин-писатель, воин-творец.