Найти тему
Городской репортер

«Один миллион на пять лет»: ростовские учителя не довольны президентской программой «Земский учитель»

С 2020 года в России планируется запуск новой федеральной программы «Земский учитель», в рамках которой педагоги, согласные преподавать в течение пяти лет в сельских школах, будут единовременно получать 1 млн рублей. Программа может забуксовать потому, что предложенных условий мало учителям, которым нужно будет променять комфортный город на необустроенное село. По их мнению, программа должна включать также другие условия и бонусы для обеспечения их работы и жизни в селах и малых городах.

Программа «Земский учитель» была предложена президентом России Владимиром Путиным в рамках послания Совету Федерации 20 февраля текущего года. Тогда президент предложил с 2020 года запустить программу для учителей по аналогии с уже действующей программой «Земский доктор».

Минимальные условия программы, которые озвучил президент, предполагают единовременную выплату в 1 млн рублей для тех из учителей и выпускников профильных вузов, которые будут готовы поехать работать в сельские школы сроком не менее, чем пять лет. Путин тогда подчеркнул, что сейчас остро стоит вопрос с кадрами в образовательной сфере в селах и малых городах.

Между тем, как выяснил «Городской репортер», на сегодняшний день условия реализации программы и требования к педагогам, готовым принять участие в «Земском учителе» и переехать работать в села и малые города, находятся только на стадии разработки, поэтому указаний в регионы по ней еще не поступало.

«Сейчас программа разрабатывается на федеральном уровне. Как только будут даны указания, она будет реализована в регионе в полном объеме», — сообщили в пресс-службе министерства образования Ростовской области.

НА ОЗВУЧЕННЫХ ПРЕЗИДЕНТОМ УСЛОВИЯХ МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ РАБОТАТЬ В ГЛУБИНКЕ НЕ ГОТОВЫ.

Обсудив программу «Земский учитель» со студентами педагогических институтов и уже работающими городскими учителями, стало понятно, что нужно корректировать ее условия, чтобы специалисты не боялись переезжать в села.

В частности, речь идет о помощи в поиске и оплате жилья, коммунальных услуг, оплате труда.

«Зарплаты на селе маленькие у учителей, по своей родной школе знаю, ведь мама — педагог. Если нет своего жилья там, то туго придется даже при условии выплаты миллиона. Он же один на пять лет», — поделилась выпускница педагогического института Алина.

По мнению молодых специалистов, для того, чтобы программа «Земский учитель» стала популярной, нужно поднимать зарплаты в сельских школах, но не только приезжающим педагогам, а в целом, чтобы была мотивация и для местных учителей продолжать преподавательскую деятельность.

«Я приеду работать туда, у меня зарплата будет выше, чем у остальных педагогов, да еще и подъемные. Разве в коллективе будет комфортная атмосфера для работы? Если поднимать зарплату, то всем сразу, по всем сельским школам. Тогда и на местах учителя работать захотят сильнее», — поделилась Татьяна Александровна, преподаватель общеобразовательной школы Ростова-на-Дону.

Выпускники профильных вузов оценили предложение президента, в целом, положительно. Однако, как и работающие специалисты, считают условия программы недостаточными.

«Программа действительно интересная. Но она, скорее, рассчитана на тех молодых учителей, которые и так собираются работать в небольших населенных пунктах. Учителей, изначально выбравших своим местом работы город, такие условия не переубедят в выборе», — рассказала Дарья, студентка 4 курса.

В АДМИНИСТРАЦИЯХ ВУЗОВ, ГОТОВЯЩИХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛАХ, УВЕРЕНЫ, ЧТО РАБОТАТЬ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ НЕ СЛОЖНО: ДЕТИ ТАМ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ГОРОДСКИХ. ОСНОВНУЮ СЛОЖНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПОДБОР ЖИЛЬЯ И БЫТОВЫЕ ВОПРОСЫ.

Доцент кафедры теории языка и русского языка Южного федерального университета Елена Шейко, имея в Ростове собственную квартиру, поехала в сельскую школу и 4 года успешно там отработала.

«Психологически это было абсолютно не сложно. Но с бытовой точки зрения сложности были. Вместе с пионервожатой мы снимали домик, который отапливался углем и дровами, воду носили с улицы», — рассказывает она.

Елена говорит, что не осталась там работать, в этой сельской школе, так как перспектив для дальнейшей жизни там — никаких. «Если нынешняя программа будет подразумевать выделение денег на улучшение бытовых условий или приобретение жилья, то, думаю, количество желающих работать на селе увеличится», — подытожила она.

По мнению Елены Шейко, проблем в подготовке кадров для сельской школы никаких нет. «Не лишним было бы вернуть обязательное распределение, по которому работала когда-то я. Это могло бы частично решить проблему нехватки педагогических кадров. Кто, если не мы? Кто-то должен ехать в село и учить детишек», — уверена Елена Шейко.

МЕЖДУ ТЕМ, С 2015 ГОДА В ШЕСТИ РЕГИОНАХ РОССИИ ДЕЙСТВУЕТ ПРОГРАММА, ПОХОЖАЯ НА ПРЕДЛОЖЕННУЮ ПРЕЗИДЕНТОМ, — «УЧИТЕЛЬ ДЛЯ РОССИИ».

Там в села и малые города едут учителя, прошедшие специальный конкурсный отбор, при этом минимальный срок работы в сельских школах составляет два года и отсутствует единовременная денежная выплата. Учителю, получившему «путевку» в сельскую школу, платят ежемесячную стипендию, которая позволяет ему «держаться наплаву» и решать важные вопросы жизни в деревне.

Кроме того, для смягчения стрессовой ситуации от смены места жительства и работы, учителей в рамках проекта «Учитель для России» отправляют в школы не поодиночке, а группами. И в результате около четверти участников программы «Учитель для России» остаются работать на срок, превышающий два года, но даже этот показатель считается хорошим.

Как рассказал агентству BBC учитель информатики из села в Калужской области Огабек Машарипов, являющийся одним из участников программы «Учитель для России», было бы неплохо учесть особенности этой локальной программы в разработке условий федеральной программы для учителей.

«Если объединить финансы программы «Земский учитель» с механикой проекта «Учитель для России», может получиться довольно качественный продукт, способный решить проблемы с педагогическими кадрами в школах сел и малых городов», — отметил он.

Запуск программы «Земский учитель» может стать важным шагом для улучшения качества школьного образования на селе и в малых городах России, единодушны эксперты. По их мнению, единовременная выплата может позволить сделать огромный вклад в собственное жилье, особенно, если покупать его не в большом городе, а в сельской местности. Но этого все же недостаточно, и для достижения наибольшего количества желающих поучаствовать в программе «Земский учитель», нужно рассматривать и другие условия поддержки педагогов.