Находиться в сопротивлении — это его черта. Он сопротивляется всему, что считает навязанным. Потому что привык принимать самостоятельные решения, которые его вполне устраивают. И есть внутренний стержень, который срабатывает пружиной в ответственный момент. Он добрый малый. И может домчать вас с ветерком на собственном автомобиле туда, куда захотите. И сделает это с удовольствием.
— Тимофей, какого человека ты назовешь самостоятельным?
— Человека, который способен жить один, без помощи, способен заботиться о себе, делать все бытовые дела по дому самостоятельно. Можно быть самостоятельным в каких-то проектах. А если смотреть глобально, то самостоятельным можно назвать человека, который готов быть лидером в каких-то вещах, готов взять на себя ответственность и делать дело, не надеясь на других.
— Ты считаешь себя самостоятельным?
— Нет. Все познается в сравнении. Например, если сейчас у меня убрать отца, то мне будет намного сложнее. Сейчас мне папа помогает во многом, поэтому я не могу сказать, что я точно самостоятельный. Вообще, человек априори самостоятелен, так как решение внутри он принимает сам, но часто в земных вещах мы зависим от кого-то и нам нужна помощь.
— Это плохо, что нам нужна помощь других?
— Да, это слабость. Сильный человек — это тот, кто независим и самостоятелен.
— А есть ли решение, принятое самостоятельно, о котором ты жалеешь?
— Я ни о чем не жалею, потому что все мои решения привели меня к тому, где я сейчас. И меня это устраивает. Это как бы судьба: все решения, даже если они незначимы, привели меня сюда. Если бы я мог что-то поменять, я бы не был тем, кто я есть сейчас.
— А какой ты сейчас? Какие у тебя на сегодня есть сильные стороны, а какие слабые?
— Я считаю, что я знаком с миром намного больше, чем мои сверстники. Это мне помогает в каких-то вещах. Я понимаю, чего я хочу от этой жизни, у меня есть цель. Это можно считать сильными сторонами. Слабых больше, но я их не буду называть. Если все будут знать мои слабые стороны, то будет легче кому-то меня уязвить.
— А как приход в «Золотое сечение» изменил твою жизнь?
— Я приехал из Америки, где проучился год. Я и не думал, что вернусь обратно в Россию; думал, что останусь в Америке и там буду учиться и работать. Но я вернулся, нам нужно было срочно найти школу, и мы нашли «Золотое сечение». Я пришел в 8 класс, а должен был идти в 9-й. Это, кстати, тоже важный фактор: если бы я пошел в 9-й, то я бы уже окончил школу, и моим куратором был бы кто-то другой, и я бы не стал частью именно этого коллектива. Все очень взаимосвязано. Приход сюда кардинально изменил мою жизнь. Это была моя четвертая школа, поэтому мне такое развитие событий не нравилось. Но в итоге у меня появились два друга, без которых я не знаю, как буду существовать дальше. И они меня очень сильно продвинули. Я являюсь тем, кто я сейчас, на четверть благодаря им. Поэтому важный результат прихода в «Золотое сечение» — приобретение настоящих друзей.
Еще я продвинулся в социальном плане. Когда я приехал из Америки, у меня особо не было друзей, я был очень необщительным. Целыми днями сидел и играл на компьютере, ничего не делал, не хотел ни с кем дружить, разговаривать. Здесь я начал знакомиться с коллективом, потихоньку понимать свою роль в коллективе. Именно в «Золотом сечении» я сформировался как человек.
— Тебе уже 18. Когда человеку исполняется 18 лет, это пропуск куда?
— Например, можно покупать сигареты и пиво (улыбается), но в первый день, когда мне только-только исполнилось 18, мне их не продали (смеется). На самом деле я почувствовал себя совершеннолетним лет в 16: общался с людьми, которым намного больше 18, и они меня понимали, я не чувствовал себя как-то ограниченно. Общение со старшими продвинуло меня в понимании всего, что происходит в этом мире.
18 лет я полностью ощутил, когда начал ездить на машине. Я получил права до 18, но сел за руль сейчас. Ты всю жизнь смотришь, как папа за рулем ругается на кого-то. А потом сам садишься за руль: сначала вообще ничего не понимаешь, тебе страшно, это уже не игрушки. А пару месяцев поездишь и понимаешь, что это не так уж и сложно. И тоже думаешь, что все на дороге дураки, что дороги плохие, что ты самый лучший на дороге и если бы все так ездили, как ты, то пробок бы не было.
— А отношение отца к тебе изменилось?
— Папа со мной давно разговаривает на равных. Как только он понял, что я взрослый внутри, что я веду себя как взрослый. Отец это увидел и с 15—16 лет доверяет мне.
— Есть ли его совет, который ты запомнил и который стал для тебя очень важным?
— Их много, я их помню и придерживаюсь, но не формулирую. Больше я придерживаюсь его образа, который он представляет на работе. В семье он не такой, как на работе. На работе его все боятся, и я тоже пытаюсь не подпускать близко таких людей, которые не должны быть рядом, не открываюсь всем. При личном общении сразу видны слабые стороны, и ты иначе не станешь человеком, которого нужно бояться. А чтобы управлять людьми, нужно, чтобы они тебя уважали, нужно выстраивать отношения, в которых тебя будут уважать, в которых априори ты будешь лучше их самих. Папа всегда был таким — он человек, которого никогда не сломаешь, у него есть всегда своя обоснованная точка зрения, он держит слово, он может дать совет, он никогда не говорит пустых слов. Как человек, он очень сильный.
— Чем пахнут деньги, заработанные своим умом и трудом?
— Их очень сложно тратить! Постоянно на тебе ноша. Зарабатываю я лет с 16. До этого, когда мне что-то нравилось, я звонил папе и просил купить: новые кроссовки и т. д. А тут ты думаешь: можно же эти деньги куда-то вложить, нужно по-умному их использовать, а не просто кроссовки купить. Именно заработанные своим трудом деньги я стал ценить больше.
— Почему ты выбрал местом дальнейшего обучения Европу?
— Сначала я хотел быть программистом — специалистом по безопасности. Но в какой-то момент я понял, что моя цель — быть независимым ни от кого и ни от чего, в том числе и денег. Поэтому я решил получить высшее образование в другой области: управление, финансы, экономика. Я учился в России и в Америке, а в Европе еще не учился, поэтому хочу посмотреть на Европу. Может, там получится что-то запустить.
— Что ты думаешь про самообразование? Как знания, которые ты получал самостоятельно, пригодились тебе в жизни? И что это были за знания?
— Человек может быть успешным, если учится самостоятельно. Но только если учится, а не халявит. Можно сидеть дома за компьютером и стать мультимиллиардером. Я проходил много курсов по информатике онлайн, самостоятельно. Это очень сильно развивает и интеллект, и алгоритмическое мышление.
— А зачем человеку профильная математика?
— Чтобы развиваться. Даже если ты не сможешь сделать какие-то задания, просто от того, что ты сидишь и слушаешь, у тебя развивается мозг. Даже если ты сдашь ЕГЭ на 30—40 баллов, все равно те часы, которые ты потратил, не уйдут впустую.
— А дважды два, по-твоему, всегда четыре?
— Нет. Никогда ничего не постоянно. Я уверен, что есть попытки доказать, что дважды два не только четыре. Всегда есть погрешность.
— Что ты любишь делать, когда остаешься один?
— Я редко остаюсь один. Даже если так происходит, то я звоню кому-нибудь или пишу. В последнее время я стал читать хоть что-то. Я понял, что чтение — основа правильной речи, которой мне не хватает. Прочитал недавно «Заповедник» Довлатова, который мне дал отец. Конечно, я читаю с трудом, потому что у меня нет привычки и культуры. Но я понял, что чтение улучшает речь, а это помогает в бизнесе. Когда разговариваешь, слова приходят сами, ты не подбираешь их в голове.
— Последний вопрос: на что ты готов ради любви?
— Как таковой взаимной любви, настоящей-настоящей, я не испытывал до сих пор, мне кажется. Но я думаю, что, если бы я встретил такого человека, я много на что был бы способен. Наверное, пока я не готов к такой любви. Найти soul mate — думаю, что редко можно найти того самого человека. Вообще, человек рождается один и умирает один. Есть в мире такие случаи, как Бонни и Клайд, но, наверное, эти люди были рождены, чтобы встретить друг друга. Может, это предназначение человека.