Найти тему
ТАЙНЫ БИБЛИИ

ТАК ЛИ БЕЗОБИДНЫ НАШИ СЛОВА?

В послании к Евреям читаем: «Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10:5-7). Что значат для нас эти слова? Да почти все. Если бы они не были произнесены, то напрасно бы мы утешали друг друга и надеялись. Все наши потуги достичь спасения от своих грехов было бы тщетны. Но Христос пришел в этот мир, взошёл на Голгофский крест и невероятно - воскрес из мертвых.

Каждое слово Христа имело значение. Он говорил, как власть имеющий. Даже на судилище, устроенном Его врагами, люди удивлялись Его поведению. На Голгофе Иисус сказал всего несколько фраз, но мы вчитываемся в них, пытаемся осознать духовное значение произошедшего там. Каждое слово нашего Господа на вес золота.

Но сегодня коснемся значения человеческих слов. Почему некоторые слова мы «мимо ушей» пропускаем, относимся к произносимому легкомысленно и беспечно? Наглядно это видно в поведении детей. Им говоришь – они не слышат, настойчиво говоришь – ответят, но больше для того, чтобы отстали от них. Бывает зовут сына или дочь: «Иди обедать», а те, не поворачивая головы: «Иду», и продолжает играть. Знакома вам такая ситуация? И так много раз может повторяться. Очень многих усилий требуется, чтобы увести детей с их «волны», на которой они находятся, и перевести на «волну» послушания.

-2

Думаю, что поверхностное, «обесцененное» отношение к словам проистекает из-за того, что люди привыкают, что за предупреждениями и призывами, в случае их игнорирования, обычно ничего не следует. А значит, бояться не надо, да и говорить в ответ можно всякое — это всего слова. Не понимая, как любящий родитель надеется, вдруг сын или дочь все же послушаются. Так и Бог: «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию (т.е. послушанию)» (2Пет.3:9). Но находятся дерзкие люди, принимающие терпение Бога за доказательство Его отсутствия, и тогда раздаются слова полные неверия: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» (Ис.5:19). Не понимая, что нельзя унижать своего Создателя. Когда-то иудеи, привыкнув, что Господь предупреждает и не наказывает, повели себя дерзко и не пожелали исправляться. Они начали говорить: «много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет» (Иез.12:22), т.е. не исполнится, сказанное забудется. И Господь их так толкнул за мятежное отношение, что они сразу все поняли. Что нельзя пренебрегать Словом Божьим. Нельзя разбрасываться и своими словами, думая, что хочу – то скажу, а захочу – извинюсь и не будет последствий. Над всеми нами есть Всевышний, Он все слышит.

Хочу привести две истории, описанные на страницах Библии. Одна произошла с человеком, имеющим показательное имя, оно переводится как «Яхве услышал». Эта история записана во 2-ой книге Царств в 16 главе. Этот герой был из племени, особо приближенного к предыдущему царю, свое исключительное положение они утратили с приходом нового царя. Библия не указывает точных причин злобы этого человека, но когда тот увидел царя Давида, бегущего от своего мятежного сына, то Семей, так звали нашего героя, не смог сдержать своего накопившегося огорчения и выплеснул все эмоции на Давида, в виде камней и злословия.

-3

Были ли эти обвинения беспочвенны? Можно предположить, что помазание юного Давида на царство в определенный момент стало известно царю Саулу и его окружению, и в каждом успехе Давида они стали усматривали угрозу для себя, всячески противились его возвышению, и в каждом поражении Саула усматривали козни соперника - Давида. Все доводы, что Давид несколько раз имея верную возможность убить царя, не делал этого, потому что, в отличии от окружения Саула, Давид понимал – нельзя ни то что поднимать руку на помазанника, но и злословить его. Все эти доводы были не в счет. Для них Давид был плох, чтобы он не делал. Наверное, только мертвый Давид для них был бы хорош.

Что оставалось делать Давиду в такой ситуации? То, что и раньше - всецело уповать на Бога. Он понимает духовные причины происходящего с ним, и говорит: «Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие». Услышал ли Бог опрометчивые слова Семея, сказанные в пылу гнева? «Яхве услышал» - так назвали Семея родители. Возможно, он был долгожданным ребенком и потому назвали сына таким именем. Возможно, они хотели, чтобы Господь слышал и помогал их сыну всю его жизни. Уверен, меньше всего они хотели, чтобы злословие Семея было услышано и ему пришлось бы жизнью расплачиваться за свои слова. А расплачиваться пришлось.

-4

Но вернемся к словам человека. Убегая от Авессалома и терпя унижение от Семея, Давид понимал наказание за какой грех он сейчас терпит – за совращение чужой жены и убийство ее мужа. Пророк Нафан объявил Давиду слова от Господа: «не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтобы она была тебе женою» (2Цар.12:10). Давид после обличения раскаивается, и Господь снимает с него этот грех - Бог через Нафана говорит, что Давид не умрет за это прегрешение. Но Давид не остался без наказания. Давайте посчитаем сколько детей у Давида погибло. Дитя, рожденное Вирсавией в результате греха. Спустя годы погибает Амнон, совративший сестру Авессалома. Затем посягнув на трон отца погибает сам мятежный Авессалом, при котором исполнилось многое, сказанное пророком. И в конце погибает еще один – Адония, так же домогавшийся власти и за это казнённый Соломоном. Четверо. Нельзя сказать, что все они погибли только за грех отца, кроме младенца. Другие за свои грехи, но маховик беззакония был запущен Давидом.

Четверо. Случайно ли это число? Возможно, Давид сам себе вынес этот приговор. Когда пришел пророк Нафан к Давиду, он не стал с ходу обвинять его. Он рассказал притчу о богаче, пожалевшем для гостя своих овец и забравшем единственную овечку бедняка. Сильно тогда разгневался Давид и вынес вердикт – смерть обидчику и должен возместить ВЧЕТВЕРО за сделанное, и за отсутствие сострадания. О смерти мы помним, Давид раскаялся, и Господь сказал – не умрешь. А о воздаянии в ЧЕТВЕРО – сам вынес себе приговор в пылу эмоций.

-5

Эмоции, наши эмоции, когда уверенны в своей правоте и говорим скоропалительные, необдуманные слова, а затем они становятся нашими обвинителями. Ведь «Яхве услышал». Как быть, когда опомнился и остыл? Христос сказал однажды слова, которые мы порой в серьез не воспринимаем, но которые от этого не становятся менее категоричными: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мтф.12:36-37). Важно понять какие слова ведут к оправданию, если мы согрешили. Давид принял обличение и покаялся, и в ответ услышал: «Не умрешь». Каяться и просить прощения у Господа необходимо, чтобы наша жизнь продлилась не только здесь на земле, но и в вечности. Несмотря на то, что в сегодняшнем мире покаяние кажется архаичным и неудобным. Небесные принципы остаются неизменными – Ангелы радуются даже об одном кающемся грешнике. Почему? Потому-что Божья жизнь побеждает тьму в этом конкретном человеке, происходит расширение Божьего царства Иисуса Христа.

Александр Захаров