Найти тему

А легко ли быть женщиной-пилотом? История легендарной пилотессы

Оглавление

В 1962 году в СССР на регулярных рейсах «Аэрофлота» появилась женщина-пилот, воистину легендарная Вертипрахова Ираида Федоровна. Её называли «пилотессой от Бога», «легендой Советского Аэрофлота», но как известно профессия пилота всегда считалась сугубо мужской стезей.

В советское время стать пилотом было не так-то просто, да что говорить, чтобы стать пилотессой сейчас, в наше время, нужно приложить немало усилий, терпения и упорства.

Ираида Федоровна летала на таких самолетах как: АН-2, ИЛ-14, ИЛ-18, ИЛ-62 и ТУ-154. Начинала летать в Красноярском объединенном авиаотряде на самолете АН-2, затем ИЛ-14, потом переобучилась на ИЛ-18 долгое время летала на нем в качестве командира воздушного судна.

Кстати! Авиалайнер ИЛ-18 широко использовался на внутрисоюзном маршруте Москва – Красноярск и выполнял аж 24 рейса в день. В Красноярском аэропорту «Северный» (кто был в Красноярске! Сейчас это район в черте города, так называемая «Взлетка», на территории современных улиц Взлетная и Молокова) в 60-70 годы базировалось до 50 лайнеров типа ИЛ-18.
Аэропорт "Красноярск-Северный"
Аэропорт "Красноярск-Северный"

В 70-ые годы Ираиде пришлось переобучиться на новый тип воздушного судна и причем довольно быстро. Именно этот момент стал одним из самых поворотных в судьбе летчицы.

Впервые в истории Советской авиации Ираида Вертипрахова стала командиром лайнера межконтинентальной дальности ИЛ-62. Но не просто командиром, а командиром АБСОЛЮТНО ЖЕНСКОГО ЭКИПАЖА! Новость вызвала большой общественный резонанс. Огромная «махина» под полным управлением отважной шестерки или как их еще называли «Сборная Аэрофлота». Девушки съехались с разных концов союза в Москву.

-3

Командир экипажа из Красноярска, два вторых пилота Тамара Павленко – из Алма-Аты, Евгения Мартова – из Москвы, бортинженер Галина Смагина – из Душанбе, штурман Галина Козырь и бортрадист Нина Костыркина из Москвы. Спустя 2 месяца обучения девушки таки подняли «машину» в небо. Уникальный женский экипаж установил несколько мировых рекордов! По скорости и по времени на маршруте Москва – Петропавловск-Камчатский – Москва.

Чуть позже, этот же экипаж установил еще один мировой рекорд, беспосадочный перелет по маршруту София – Владивосток. За 13 часов и 1 минуту, 11 000 км, со средней скоростью 850 км/ч. Вы до сих пор считаете, что пилот – не женская профессия?
"Сборная Аэрофлота"
"Сборная Аэрофлота"

Ну по крайней мере, в Советском Союзе считали именно так. Совсем скоро все заслуги летчиц постепенно забылись. Не любило начальство женщин за штурвалом! Летать Ираиде конечно не запрещали (что вы, что вы, мы изверги что ли, Заслуженного пилота СССР гнобить), но постоянно «пихали палки в колеса», пытаясь списать технические недочеты на человеческий фактор (на экипаж, возглавляемый ей).

Неприятная ситуация всё же произошла. В 1981 году, при посадке в аэропорту города Сочи (сложный заход на посадку со стороны моря в сложных погодных условиях), самолет ТУ-154, при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Посадку совершал второй пилот. Чудом удалось выжить, мастерство и молниеносная реакция Вертипраховой спасло экипаж и пассажиров от авиакатастрофы. Но это никого не волновало…

-5

Наказание последовало суровое. Ираиду Федоровну пересаживают в кресло второго пилота на уже отслуживший в то время свое, ИЛ-18. Снова – здорово! Говорят, она пыталась найти истину, «билась» за свою любовь к небу. Но все ведь только этого и ждали, поняв, что правды добиться не получится, она написала заявление на увольнение и уехала в свой родной город Красноуфимск. Там и доживала свой век.

-6

Сегодня же, женщин – пилотов пруд пруди и этим уже никого не удивишь. Не так давно, в России девушкам разрешили поступать даже в летные военные училища. В училищах и университетах Гражданской Авиации спуску не дают, разве что во всяких студенческих массовых мероприятиях девушки «обречены». Ну а кто если не ты?

Расскажите как вы относитесь к женщинам в такой нелегкой профессии? 👩

Спасибо, что дочитали до конца, если статья понравилась Вам - ставьте лайк! Чтобы не пропустить новую статью - подписывайтесь на канал 🛫

Добавки не хотите ли? 😉😂