1. Федор Толстой — Американец
Европейские дуэли, с мягкими правилами, он считал «опереточными». И сам всегда шел на максимальный риск. Федор Толстой (1782–1846) мог спровоцировать поединок на ровном месте, был остр на язык, умен и хитер. Что удивительно, крайне редко выходил к барьеру из-за своих женщин.
2. Михаил Лунин
— Сударь, вы сказали…
— Я ничего вам не говорил!
— Как? Вы смеете утверждать, что я лгу… Извольте обменяться пулями.
Не раз Михаил Лунин (1787-1845) пользовался таким нехитрым приемом, чтобы назначить дуэль. А поединки он затевал всякий раз, как ему становилось скучно.
Офицер лейб-гвардии, он был одним из немногих, кто посмел вызвать на дуэль великого князя Константина Павловича. Правда, тот отказался, отшутившись, что оппонент слишком молод.
Лунин раздражал начальство (вплоть до императоров) своими шутками и выходками, но зато на войне отличался храбростью. В 1812 году просился в парламентеры к Наполеону, обещая заколоть Бонапарта при встрече кинжалом.
В отличие от других бретеров Лунин отличался великодушием и благородством. Участвуя в заговоре декабристов, на следствии не назвал ни одного из своих соратников. Погиб не на дуэли и не в бою, а в сибирских лагерях. По официальной версии, умер от сердечного приступа, но на самом деле, скорее всего, был задушен одним из сокамерников.
3. Руфин Дорохов
Считается, что он дрался на 14 дуэлях. Об этом писали историк литературы Павел Висковатый и полководец Николай Ревский. Доподлинно известно об одной, в которой Руфин Дорохов (1801–1852) участвовал, когда ему было 17 лет. Когда и с кем состоялись остальные, не выяснено. Однако в обществе за Дороховым прочно закрепилась слава бретера.
По характеру он был вспыльчив, но в целом благодушен, умен. Дорохов писал стихи, дружил с Пушкиным и Лермонтовым. В судьбе последнего он сыграл роковую роль. По мнению современников, именно Руфин помогал Михаилу Юрьевичу готовиться к дуэли с майором в отставке Николаем Мартыновым. Поэт погиб в этом поединке. Дорохов наблюдал за дуэлью из-за кустов, так как официальным секундантом не был.
В людской молве реальный Дорохов тесно переплелся с вымышленным Долоховым из «Войны и мира» Толстого. Однако в образе последнего больше черт не Руфина, а Толстого-Американца.
4. Федор Гагарин
В молодости он был известен как «Феденька», но довольно быстро стал «Мертвой головой» или попросту «Черепом». Такое прозвище князь Федор Гагарин (1786–1863) получил отнюдь не за свирепый нрав, а всего лишь за форму своей головы — худой и рано облысевшей.
«Череп» слыл заядлым дуэлянтом, однако, в отличие от Толстого-Американца, вызывал к барьеру противников без злости и ярости, а скорее с бравадой и легкостью. Это был типичный «гусар» — удалец, но лысый, что придавало комизм его образу. И, как отмечали современники, грудь под пули он подставлял шутя, играючи.
А самой известной его выходкой было проникновение на спор в 1812 году в оккупированной Москве в ставку Наполеона с двумя фунтами чаю. Неведомо, как русский офицер пробрался прямо к французскому императору, но тот, подивившись такой наглости, милостиво отпустил спорщика восвояси.
5. Константин Чернов
Подпоручик Семеновского полка Константин Чернов (ок. 1803–1825) не успел прославиться ни геройскими поступками на войне, ни храбростью на дуэлях. Однако его поединок с флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым стал самым известным в Петербурге.
Чернов стрелялся за честь сестры. Долгое время к ней наведывался Новосильцев. Однако до брака дело так и не дошло. Владимир хоть и обручился с ней, но потом несколько месяцев не давал о себе знать. Виной тому была мать жениха, урожденная графиня Орлова. Она считала бедную и незнатную Машеньку Чернову не парой ее сыну.
Константин Чернов вызвал Владимира Новосильцева на дуэль. Стрелялись 14 сентября 1825 года в Лесном парке (сейчас — парк Лесотехнического университета) по самым жестким условиям — с 8 шагов. Оба были смертельно ранены и скончались спустя несколько дней.