Найти тему
Другой Город

10 самарских зданий в стиле модерн, которые стоит увидеть своими глазами

Оглавление

В прошлом выпуске рубрики "На стиле" мы обозревали советский авангард, а сегодня поговорим о том, чего он категорически не приемлет. Об утонченной декоративности и плавности линий, асимметричности, растительной орнаменталистике и прочих "украшательствах". Встречайте, рожденный в сердце Европы ответ архитектуры на промышленную революцию - его величество модерн.

Модерн

Годы существования стиля:
-- в Европе - конец 1880-х - 1914 год,
-- в России - конец 1890-х  - 1916 год.

Основные отличительные особенности

-- Проектировка здания по принципу "изнутри наружу", что определяло сильное влияние индивидуальной внутренней планировки помещений на его внешний облик.
-- Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, асимметричных «природных» форм.
-- Использование новых технико-конструктивных средств (железобетон, облицовочная керамика и т.д.).
-- Широкое использование декоративных элементов, стилизованных растительных узоров, причудливых орнаментов.
-- Художественное оформление конструктивных элементов здания -  лестниц, дверей, балконов и т. д.

Примечание: при подготовке материала использованы книги Вагана Каркарьяна "Модерн в архитектуре Самары" и "Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города". Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.

1. Особняк доктора Эриха Эрна

(Чапаевская, 165)

Дата постройки: 1900-1902 годы
Архитектор: Александр Щербачев

Один из первых модерновых особняков в нашем городе. Пожалуй, единственная полноценная работа в этом стиле самого плодовитого дореволюционного архитектора города Александра Щербачева.

"Щербачев создает динамичную, острую композицию за счет применения выступающего входного блока (как правило он располагает его асимметрично) и скошенного правого угла с круглым эркером. Александр Александрович достигает выразительности фасада, исходя из пластики наружных масс. Он варьирует "текучие" мотивы модерна в фронтоне, арочных окнах второго этажа на эркере. Декор здания очень сдержан -- это свидетельство тяготения модерна 1900-х годов к лаконичности архитектурного языка".

В 1919-1920 годах особняк Эрна был штаб-квартирой самарских чекистов. А в годы Великой Отечественной войны здесь размещалось посольство Польши.

2. Особняк купцов Матвеевых

(Молодогвардейская, 69)

-2

Дата постройки: ∼ 1914-1915 годы
Архитектор: Дмитрий Вернер

Небольшой по размерам особняк сразу привлекает внимание тем, какую площадь его фасада занимают окна. К тому же на третьем этаже они имеют причудливую, «растительную» расстекловку.

Несмотря на то, что особняк был построен в 1915 году, архитектор Дмитрий Вернер использовал в нем некоторые элементы раннего, декоративного модерна. Так, монограмма владельцев дома обрамлена двумя цветками. Малозаметный декоративный элемент - крылатое колесо («колесо фортуны»), в Российской империи было символом купеческого сословия. Такой же знак запечатлен на фасаде знаменитого Дома с атлантами.

3. Ресторан "Аквариум"

(Самарская, 95)

-3

Дата постройки: 1906-1907 годы
Архитектор: Михаил Квятковский

Одно из главных увеселительных мест дореволюционной Самары. Построен по заказу купцов братьев Ивановых, владельцев гостиницы "Гранд-Отель" и большого винного склада на углу нынешних Венцека и Молодогвардейской.

"В этом геометрически строгом 1-3-этажном здании видны признаки рационалистической ветви модерна".

Главная "фишка" ресторана "Аквариум" — удачная компоновка строгих и лаконичных разноэтажных объемов. Единственный декоративный элемент — имитирующая купол металлическая конструкция над центральным эркером - увы, не сохранилась до наших дней.

Еще зимой 1917 года здесь кутили самарские купчики, а в марте их сменили работники профсоюзов и политических партий. Таким образом, ресторан "Аквариум" стал одним из эпицентров Февральской революции в Самаре. В позднесоветский период здесь размещался городской ТЮЗ. Сейчас ведется реконструкция здания, после которой в "Аквариум" запустят театр кукол.

4. Доходный дом Алексея Нуйчева

(Самарская, 149)

-4

Дата постройки: 1902-1903 годы
Архитектор: Михаил Квятковский

Практически сразу после постройки в доме Нуйчева расположилась гимназия сестер Харитоновых. До строительства в 1911 году собственного здания на нынешней улице Куйбышева первый этаж арендовал Крестьянский поземельный банк, здесь у него было центральное губернское отделение.

"Дом Нуйчева имеет все внешние признаки самарского модерна - скошенный угол здания акцентирован эркером и завершен граненой башенкой. Но примечателен он прежде всего богатым скульптурным нарядом и необычной отделкой. Здесь и атланты, поддерживающие эркер (демонтированы в 1980-х годах - прим.ред.), слоники и бабочки. Кроме экзотических деталей, мы видим и традиционные: вазоны, маски <...> Декоративные детали применены так щедро, что заслонили рационализм фасада.

Модерн проявил себя прежде всего в декоре, придавая деталям роль чистого украшения: атланты худосочны, левой рукой вяло поддерживают эркер, "бабочки" заменили замковые камни в обрамлении оконных проемов. Слоновьи головы завершают пилястры. Выполнены декоративные детали по эскизам художницы - дочери Нуйчева".

5. Особняк Общественного собрания

(Куйбышева, 157)

-5

Дата постройки: 1914 год
Архитектор: Дмитрий Вернер

Заказчиком строительства выступило Общественное собрание служащих казенных и общественных организаций Самары. Здесь устраивались балы, литературные вечера, драматические представления, научные лекции и т.д.

Здание выполнено в стиле позднего, рационального модерна. Наиболее парадный вид имеет фасад, выходящий на улицу Куйбышева. Здесь расположено столь характерное для модерна крупное окно с причудливой расстекловкой, украшенное замковым камнем в виде мужской маски. Металлический козырек на цепях первоначально имел стеклянное покрытие.

После революции в особняке общественного собрания размещались различные советские учреждения и  организации, в том числе «Дом Крестьянина» (1920-е годы). С 1975 года здание принадлежит военно-историческому музею ПурВО.

6. Гостиница "Гранд-Отель"

(Куйбышева, 111)

-6

Дата постройки: конец XIX века. Реконструкция фасада в стиле модерн - 1909 год
Архитектор: Михаил Квятковский

"Реконструкция наложила свой отпечаток на архитектуру симметричного здания. Стиль модерн демонстрировал совершенно новый рисунок и форму орнамента, предпочитая декоративно искривленные линии".

Михаил Квятковский использует здесь свой любимый цветочный декор. Приобретают природный, обтекаемый вид балконы. Орхидеи украшают не только фасад, но и интерьеры гостиницы.

Что любопытно, в книге "Вся Самара" 1925 года написавший статью "Архитектура Самары" Константин Головкин определил стиль этого здания как "декаданс".

7. Особняк Василия Сурошникова

(Алексея Толстого, 41)

-7

Дата постройки: 1909-1912 годы
Архитектор: первоначальный проект - Федор Шехтель, надзор за строительством - Александр Щербачев

"В архитектуре особняка видны принципы позднего модерна: здесь и грубая кладка цоколя из жигулевского известняка, и облицованные глазурованной плиткой стены. Отличает этот дом и скошенный угол с балконом на высоких кронштейнах, и запоминающая граненая башня на углу улиц. Дом фиксирует важный градостроительный узел, диагональная ось которого совпадает с диагональю перекрестка. На углу самарских кварталов возводились, как правило, более внушительные по размерам дома. Эти особенности самарского зодчества нашли отражения в композиции здания, в котором угадывается, на мой взгляд, влияние "северной ветви" модерна.

Угловой балкон напоминает машикули правой башни Ярославского вокзала в Москве".

В особняке Сурошникова имелись все привычные нам, но еще редкие для Самары XX века блага цивилизации - электричество, водопровод, центральное отопление, телефонная связь.

8. Особняк Курлиной

(Фрунзе, 159)

-8

Дата постройки: 1903 год
Архитектор: Александр Зеленко

"Наше все" самарского модерна. Квинтэссенция классических черт и принципов этого стиля. В советский период был ценен совсем по другим причинам.

"Для модерна вообще, а для творчества Александра Зеленко в частности, характерны органическая связь фасада с внутренней пространственной организацией помещений. Выразительность угла здания выявлена вертикалью граненого эркера. <...> Композиция особняка рассчитана на восприятие с разных точек. В процессе движения вокруг дома открываются новые и новые картины. <...> Ажурные ворота и решетки являются великолепными образцами русского художественного металла".

В послереволюционной истории особняка было много всего: штаб анархистов, контрразведка белочехов, посольство Швеции, детский сад и т.д. Что любопытно, первый музей здесь открылся еще в середине 1920-х годов. Это был музей гигиены и охраны труда.

9. Особняк Новокрещеновых

(Фрунзе, 144)

-9

Дата постройки: ∼ 1907-1909 годы
Архитектор: Михаил Квятковский

Как и в случае с особняком Матвеевых, размер не имеет значения. Уютный и камерный дом Новокрещеновых - прекрасный образчик раннего, декоративного модерна.

"Это наиболее целостный, яркий пример архитектуры ар-нуво (французское название стиля модерн - прим. ред.). В этом особняке видны признаки раннего модерна - асимметрия, декоративность, символичность, построение "изнутри-наружу", своеобразие формотворческих стилизованных форм растительного мира, подчеркнуто яркий, индивидуализированный облик дома как единого произведения искусства.

Особенность этого шедевра самарского ар-нуво заключается в том, что особняк создан в 1909 году, в переломное для модерна время, когда практически в архитектуре России утвердился неоклассицизм - архитектура классицизма в эпоху модерна".

Стоит отметить, что 1910-1916 годы в Самаре отмечены появлением построек, сочетающих в себе как модерновые приемы, так и элементы классической архитектуры. К таковым можно отнести здание Банка внешней торговли (Куйбышева, 90) и особняк Аржанова (Куйбышева, 93).

10. Дача купца Константина Головкина

(Советской армии, 292)

-10

Дата постройки: ∼ 1908-1909 годы
Архитектор: Константин Головкин и Валентин Тепфер

Дачи самарского купечества были украшением волжского левобережья. Предпочтение отдавали стилю мавританскому, и лишь самарский Леонардо да Винчи - Константин Головкин - выбрал для своей загородной резиденции стиль модерн.

"Дача Головкина - это романтический гротеск, граничащий с мистикой, дом-миф. Построен из пустотелого кирпича и бетонных блоков. Поэтому в доме своеобразная акустика. Дача - с крупными пластическими объемами, прорезанными узкими, щелевидными, подобно бойницам, окнами, со скульптурой загадочной девушки, выходящей из волны и "агрессивно настроенными" слонами. <...> Поверхность стен гладкая, с очень скупой орнаментикой. Лаконичность, даже аскетичность геометрических объемов ближе к стилистике конструктивистов.

Таков образ этой постройки - загадочный, таинственный, с узкими окнами, через которые свет проникал слабо - днем жгли свечи."

Что любопытно, в книге «Русский модерн» известного историка архитектуры Елены Борисовой дача Головкина почему-то названа "дачей Беляева".

Читайте также:

10 сталинок Самары которые стоит увидеть своими глазами
10 деревянных домов Самары, которые стоит увидеть своими глазами
10 конструктивистских зданий в Самаре, которые стоит увидеть своими глазами
--
10 самарских зданий в стиле советского модернизма, которые стоит увидеть своими глазами
--
10 самарских зданий в готическом и мавританском стилях, которые стоит увидеть своими глазами
--
10 самарских зданий в русском стиле, которые стоит увидеть своими глазами

Фотографии: Влад Виноградов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook